При подходе к зоне с ограниченной видимостью вахтен
ный помощник капитана:
предупреждает капитана;
опробует средства звуковой туманной сигнализации и подает сигналы согласно МППСС-72;
определяет место судна;
управление рулем переводит на ручное;
предупреждает вахтенного механика о возможных изменениях режима работы СЭУ;
сличает показания часов на постах управления судном и СЭУ;
включает РЛС и начинает радиолокационное наблюдение;
выставляет впередсмотрящего, проинструктировав его и обеспечив надежной связью с мостиком;
на курсограмме делает отметку времени и сличает курсы по гироскопическому и магнитному компасам;
при необходимости включает эхолот;
включает УКВ радиостанцию на дежурный прием;
включает внутрисудовую трансляционную связь;
включает огни, предписанные МППСС-72, и выключает или затемняет огни, мешающие наблюдению.
- При внезапном уменьшении дальности видимости вахтенный помощник капитана выполняет действия, предусмотренные в п. 5.2.2, и до прибытия капитана на мостик руководствуется МППСС-72 и местными правилами плавания.
- При плавании в условиях ограниченной видимости вахтенный помощник капитана:
ведет счисление и определяет место судна;
обеспечивает зрительное и слуховое наблюцение;
контролирует работу технических средств навигации;
обеспечивает подачу туманных сигналов;
организует и ведет радиолокационное наблюдение с целью оценки ситуации и получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения;
немедленно докладывает капитану об обнаружении отметок опасных объектов на экране РЛС, услышанном туманном сигнале другого судна…
5.2.6. Судовая РЛС используется для предотвращения столкновения судов и обязательно — при ограниченной видимости. Капитан в общем случае руководствуется МППСС-72 и Рекомендациями по использованию радиолокационной станции для преду
преждения столкновений судов.
5.2.7. Радиолокационное наблюдение включает;
систематическое наблюдение за обстановкой и обнаруженнымиобъектами с обязательным просмотром теневых секторов и периодическим наблюдением на шкалах дальнего обзора;
глазомерную оценку радиолокационной ситуации, опасности столкновения и отбор объектов для радиолокационной прокладки;
радиолокационную прокладку (ручную или с помощью автоматизированных средств) с определением элементов сближения и движения опасных объектов и выполнение расчетов маневра расхождения; контроль за изменением радиолокационной ситуации во время маневра до полного расхождения судов на безопасном расстоянии.
5.2.8. Наблюдатель на РЛС до начала наблюдения должен знать:
район плавания (навигационные опасности, обычные маршруты движения судов и организацию движения, возможность появления малых, в том числе рыболовных, судов и т. п.);
допустимую дистанцию кратчайшего сближения;
минимальную дистанцию начала маневра с учетом скорости относительного движения судов и маневренных элементов своего судна;
технические возможности РЛС (теневые секторы, мертвую зону, помехоустойчивость, дальность обнаружения различных объектов).
5.2.9. При ведении радиолокационного наблюдения следует учитывать:
тактико-технические данные радиолокационного оборудования;
ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;
влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других источников помех;
число, расположение и перемещение судов;
возможность того, что радиолокатор не обнаружит на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавающие предметы;
возможность более точной оценки видимости при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов.
5.2.10. Маневр для расхождения выполняется после оценки обстановки на основе данных, полученных при радиолокационной прокладке, с учетом маневренных элементов своего судна. Эффективность выполняемого маневра должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.