Подготовка технических средств навигации.- Непременным условием обеспечения навигационной безопасности плавания являются своевременная под-готовка, исправное состояние и умелое использование технических средств навигации. Измерители времени (механические и электронные хронометры, часы и секундомеры) должны обеспечивать определение моментов времени для астронавигации с погрешностью не более 0,5 с, а для других целей-не более 0,5 мин. Для этого ежедневно по радиосигналам определяют поправку хронометра, сравнивая его пока-зания с моментом всемирного (гринвичского) времени/ Необходимая для судовождения точность обеспечивается вещательными сигналами радиостанций (шесть то-чек в конце каждого часа). Если требуется большая точность, то пользуются специальными радиосигналами времени, сведения о которых приводятся в учебнике. Электронные хронометры приемоиндикаторов спутнико-вых навигационных систем корректируются автоматически по сигналам времени со спутников. Результаты ежедневных определений поправки вносят в хронометрический журнал установленной формы. В этот журнал записывают также суточный ход хронометра, вычисленный по двум его поправкам, определенным через ин-тервал времени . Величина и стабильность характеризуют качество хронометра. Для механического хронометра его суточный ход не должен превышать 4 с при суточной вариации до 2,5 с.. Электронные хронометры с цифровой индика-цией секунд сбросом на ноль можно установить на точное время непосредственно по радиосигналам. Механи-ческие судовые часы и секундомеры имеют регуляторы хода, пользуясь которыми добиваются необходимой точности (часовой ход секундомера не более 1 с). Аналогично регулируют лентопротяжные механизмы ревер-сографа (допуск расхождения с часами не более 20 с). Секстан должен быть всегда в рабочем состоянии. При подготовке к плаванию проверяют комплектность сек-стана, протирают оптику, чистят и смазывают тангенциальный винт и зубчатый обод лимба (ось вращения али-дады смазке не подлежит). Таблицу инструментальных поправок секстана надо выписать из формуляра и при-клеить с внутренней стороны крышки футляра. На судне выполняют три выверки секстана: перпендикулярность большого и малого зеркал плоскости лимба и параллельность ей оси трубы. Выверку большого (поворотного) зеркала осуществляют независимо с помощью диоптров. При измерении высот светил, непосредственно до или после этих измерений, определяют поправку индекса секстана. Отсчет индекса получают при совмещении обоих изображений звезды или горизонта. Изображения Солнца вместо совмещения поочередно приводят в верхнее и нижнее касания дисков, принимая за oi среднее из двух отсчетов. Магнитный компас благодаря высокой надежности и постоянной готовности обязательно должен быть на всех судах, выходящих в море. При подготовке к плаванию проверяют свободное вращение пеленгатора, правиль-ную установку его призмы и нитей, годность таблицы девиации и соответствие записанных в ней и фактиче-ских положений магнитов девиационного прибора в нактоузе. Пузырь воздуха над поплавком картушки увели-чивает ее застой, поэтому переворачивая котелок, такой пузырь перегоняют в нижнюю камеру котелка. Гирокомпас готовят к плаванию согласно Правилам технической эксплуатации, а также соответствующей ин-струкции для гирокомпаса, установленного на судне. Независимо от типа, гирокомпас запускают заблаговре-менно (обычно не позже чем за 6 ч), чтобы до отхода судна он пришел в меридиан. После этого согласовывают все репитеры, курсограф и другие сельсины-приемники (авторулевой, радиолокатор, радиопеленгатор и др.) с основным прибором, сличают с магнитным компасом, проверяют согласованность перьев курсографа, ставят отметку судового времени с датой на его ленте. До начала движения судна определяют поправку гирокомпаса ДГК по пеленгам светил или удаленных ори-ентиров. Для этого подбирают несколько приметных ориентиров, нанесенных на карту, и по возможности точ-нее определяют место репитера с пеленгатором, оценивают наибольшую погрешность М этого места (в метрах) по нормам к направлению на каждый ориентир, расстояние до которого D в милях должно быть не менее 0,2М Измерениями на карте находят истинные пеленги ориентиров, пеленгованием получают их гирокомпасные пе-ленги ГКП и рассчитывают по каждому из них поправку. Лаг готовят к работе в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации. Работать в шахте лага одному без страхующего сверху и без освещения запрещается. Пускать н включать лаг (выдвижение и подъем приемного устройства) можно только по разрешению капитана. При подготовке лага к плаванию проводят его осмотр, пробное включение электросхемы по инструкции, уста-новку нуля, проверяют соответствие установки корректора записям в формуляре и наличие таблицы поправок у репитеров, заполняют формуляр. Радиолокатор готовят к работе в соответствии с общими требованиями Правил технической эксплуатации и конкретными указаниями инструкции по эксплуатации радиолокатора, установленного на судне. После внеш-него осмотра, убедившись, что возле антенны нет посторонних предметов, радиолокатор включают, проверяют согласование с основным прибором гирокомпаса и работоспособность РЛС на всех шкалах дальности и режи-мах. Общими признаками исправной работы радиолокационной станции являются стабильность и четкость изобра-жения объектов, подвижного и неподвижных кругов дальности, электронных визира и отметки курса. Проверяют возле каждого радиолокатора наличие схемы его теневых секретов и мертвой зоны. Приемоинднкатор спутниковой навигационной системы обычно не выключают на период стоянки судна. Для проверки работоспособности приемоиндикатора до отхода судна выполняют не менее трех обсерваций, срав-нивая результаты с его местом у причала; проверяют сопряжение с гирокомпасом и лагом – расхождения не должны превышать 0,2° и 0,2 узла. Высоту антенны и другие исходные данные вводят согласно инструкции. Радиопеленгатор готовят к работе согласно требованиям и инструкции по эксплуатации, согласованием с ос-новным прибором гирокомпаса погрешностью не более 0,5°. Работоспособность радиопеленгатора проверяют путем включения (после заземления всех судовых антенн ра-диосвязи) и пеленгования нескольких радиостанций с определением стороны их расположения. Кроме того, уточняют наличие у радиопеленгатора таблицы или графика радиодевиации, расхождения которых с фактиче-ской допускаются не более чем на 0,7°. В противном случае необходимо определить радиодевиацию, для чего вызывают девиатора.
- Способы швартовки судна лагом и кормой к причалу без буксиров и с буксирами
- Виды грузовых устройств на судах и люковых закрытий