По данным последнего обзора HELCOM, несмотря на рост судоходства на Балтике, количество столкновений судов с 2005 г. резко сократилось, особенно в одном из самых оживленных районов моря — Финском заливе. В 2004 г. было зафиксировано 142 происшествия, в 2005 — 146, в 2006 — 117 и в 2007 — 120. При этом в 2007 г. лишь 4 происшествия привели к незначительным разливам, в 2006 г. их было 5, в 2005 г. — 13. Почти половина всех происшествий в 2007 г. приходилась на посадки на мель — 55 случаев (45%). На втором месте столкновения — 40 случаев (33%). Из них было лишь 15 столкновений судов с судами — на 50% меньше, чем в 2005 г. Среди других заметных происшествий — пожары (8%) и поломки машин и механизмов (6%). Столь ощутимое снижение количества столкновений, несмотря на рост интенсивности судоходства, специалисты HELCOM относят на счет введения новых средств наблюдения и контроля судоходства — таких, как AIS (действует с 2005 г.), система разделения судов, система подачи сообщений с судов (например, система сообщений с судов в Финском заливе Gulf of Finland Reporting System — GOFREP). Большинство происшествий приходится на юго-западную часть Балтийского моря. Основные типы судов, попавших в аварии, — это сухогрузы (55%), танкеры (13%) и паромы (20%). Цифры более или менее соответствуют доле этих типов судов в балтийском судоходстве. Самыми «опасными» оказались пассажирские суда — большей частью паромы. Занимая 10% в судоходстве, они достигли 20% по количеству происшествий.
Лидером причин аварий и происшествий остается человеческий фактор — по результатам расследований, на его долю приходится 32% случаев. Механические поломки и неисправности на втором месте — 20%. Большинство происшествий на Балтике, к счастью, обходятся без разливов, но опасность не столько в статистической вероятности аварии, сколько в угрозе разлива для экологии закрытого водоема. Из последних крупных случаев — разлив 2700 т нефтепродуктов судном «Baltic Carrier» в 2001 г. и 1200 т «Fu Shan Hai» в 2003 г. Балтийское море является одним из самых оживленных водных путей в мире, на его долю приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. В любой момент времени здесь находится в среднем 2 тыс. судов. Согласно прогнозам, грузооборот Балтики вырастет к 2015 г. в два раза — с 500 млн до 1 млрд т. Особенно пугает экологов рост перевозок нефти и нефтепродуктов.