Все морские карты подразделяют на дне основные группы: навигационные и вспомогательные, справочные. Навигационные карты в свою очередь подразделяются на морские навигационные, радионавигационные промысловые и карты внутренних водных путей.
– Морские навигационные карты составляют основную массу карт, используемых на судах. С большей или меньшей степенью подробности на этих картах нанесены рельеф дна, характер берега, навигационные опасности, фарватеры и рекомендованные курсы, средства навигационного оборудования и другие навигационные элементы. В зависимости от масштабов морские навигационные карты подразделяют на планы, частные, путевые и генеральные.
Планы (масштаб 1:500—1:25000) предназначены для ориентировки при заходах судов на рейды, в порты, бухты и т. д. В отличие от карт рамки планов не разбиты на градусы и минуты. Для измерения расстояний на них помещают линейные масштабы в метрах и кабельтовых.
Частные карты (масштаб 1:25000—1:50000) предназначаются для плавания в непосредственной близости от берега или в районах, сложных в навигационном отношении: при проходе узкостей, в шхерах и т. п.
Путевые карты (масштаб 1:100000—1.500000) используются для обеспечения плавания судна в значительном удалении от берегов, иногда вне видимости береговых ориентиров. Карты этого типа наиболее распространены. Как правило, на путевых картах ведется прокладка пути судна.
Генеральные карты (масштаб 1: 100000—1:5000000) используют для ведения прокладки при плавании в открытом море в большом удалении от берегов, для общего изучения условий перехода и для предварительной прокладки.
Радионавигационные карты предназначаются для определения места с помощью радионавигационных систем. Кроме обычных географических и навигационных элементов, на эти карты нанесены специальные гиперболические или другие сетки изолиний. Их масштаб соответствует генеральным или путевым картам.
Навигационные промысловые карты (масштаб 1:100000—1:500000) представляют собой обычные навигационные карты с дополнительными условными обозначениями, необходимыми для промысла рыбы. В них, в частности, дается подробная характеристика грунтов и сетка промысловых квадратов.
Карты внутренних ВОДНЫХ Путей (масштаб 1:5000— 1: 100000) предназначаются для использования при плавании по рекам, озерам, водохранилищам и каналам.
Вспомогательные и справочные карты являются картографическими изданиями, содержащими обычно сведения об условия: плавания в определенных бассейнах. К ним относятся карты радионавигационных систем, карты для плавания по дуге большого круга, шлюпочные карты, карты часовых поясов, карты гидрометеорологических элементов и карты-сетки.
Морская навигационная карта должна давать судоводителю четкое представление об изображаемом районе, позволять ему быстро находить на ней все, что наблюдается с мостика.
Чтение карты начинают с изучения ее заголовка, на котором указываются название изображаемого района моря, масштаб карты, сведения о нуле глубин, принятые единицы для указания глубин и высот предметов, данные о магнитном склонении. Затем должны быть прочитаны напечатанные на карте предупреждения и примечания, установлены даты издания, а также большой или малой корректуры. Для получения возможно полною представления об изображенной на карте местности изучают все показанные на ней географические и навигационные элементы, изображения. Чтобы читать навигационную карту, необходимо знать наизусть наиболее важные условные знаки и сокращения, применяемые на картах. Они приводятся в издаваемой ГУНиО МО книге «Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей».
Перед пользованием картой нужно оценить ее с точки зрения достоверности и полноты нанесенною на нее изображения. Чем позднее составлена карта, тем больше ей можно доверять. Об уровне современности карты судят также по дате ее нового издания, большой и малой корректуры. Для оценки достоверности изображения рельефа дна устанавливают степень подробности промера. Хорошо обследованным районам моря соответствует на карте большая частота и равномерность нанесения глубин. Наоборот, редко и неравномерно показанные глубины, белые пятна между ними являются признаком недостаточной изученности района.
При плавании в малообследованных районах следует проявлять особую осторожность, когда глубины изменяются неравномерно. В этих условиях могут быть встречены малые глубины, не обнаруженные при промере. Так как степень подробности изображения местности зависит от масштаба карты, то из всех карт, имеющихся на данный район, всегда следуем пользоваться картой самого крупного масштаба