Rate this post

Папирусные суда были малопригодны для пла­вания по морям: они намокали, теряли плавучесть и остойчивость. По мере развития торговли эти су­да и по своим размерам не могли удовлетворить растущую потребность перевозок. Однако способ сооружения папирусных лодок отразился впоследствии на характерной особен­ности формы египетских судов — кривая линия киля с высоко поднятыми оконечностями. Эта форма также обусловливалась обилием отме­лей Нила. Деревянные суда начинают строить в Египте в эпоху Древнего царства (I-VIII династий, 3200-2240 гг. до н.э.). По внешней форме они имели профиль апельсиновой корки с подняты­ми концами, плоское днище, большую ширину и малую осадку. Не менее 40% высоты корпуса суд­на должно было находиться в воде, для того чтобы оно имело достаточную остойчивость при плава­нии по реке. Полагают, что при выходе в море на судно для увеличения осадки принимали балласт из камней. Первые деревянные суда пришлось строить, ис­пользуя тот лес, что был в наличии: акацию и смо­ковницу. По словам историка Геродота, египтяне вырезали из стволов этих деревьев толстые бру­ски длиною в 2 локтя (около 1 м), тщательно под­гоняли друг к другу и соединяли специальными шипами (деревянными колышками), так называе­мыми коксами. Бруски сколачивались между со­бою ударами тяжелых болванок и образовывали толстый корпус судна без киля и внутреннего на­бора. Корпус в поперечном сечении имел форму, близкую к полукругу, и снаружи проконопачивал­ся папирусом. Суда были беспалубные и без шпангоутов. Внут­ри имели банки для гребцов. Конструкция таких судов была слишком хрупкой. Это потребовало увеличить их продольную и по­перечную прочность. Для этой цели все судно в верхней части обвязывалось вдоль борта тол­стым тросом, сплетенным из папируса. Кроме того, от носа до кормы в диаметральной плоско­сти натягивали толстый трос, поддерживаемый подставками.

По течению судно передвигалось в основном на веслах с копьевидными лопастями. Для управле­ния служили рулевые весла, расположенные в корме. Единственный высокий и узкий прямо­угольный парус был только вспомогательным дви­жителем. Против течения или по искусственным каналам судно обычно тянули люди или живот­ные, идущие по берегу.

Такое судно уже могло совершать длительные морские плавания в соседние средиземномор­ские страны (например, Ливан и Сирию), что спо­собствовало развитию между ними оживленной торговли. В Египет стали привозить ливанский кедр. Появилась возможность строить суда с проч­ным поперечным набором, опирающимся на мощ­ный брус (киль), что позволило отказаться от про­дольной стяжки канатом.

Суда эти имели длину 14-20 м, ширину 3,5-5 м, экипаж 20-30 человек.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий