Двигатели внутреннего сгорания подразделяются по следующим основным признакам:
– способу осуществления рабочего цикла
1. четырехтактные (Ч), у которых рабочий цикл осуществляется за 4 хода поршня (два оборота вала);
2. двухтактные (Д), у которых рабочий цикл происходит за два хода поршня (один оборот коленчатого вала);
– роду применяемого топлива
1. бензин – поступает в цилиндры в смеси с воздухом, образующейся в карбюраторах или посредством инжекторов;
2. Дистиллатные (дизельные) или тяжелые топлива, впрыскиваемые непосредственно в камеры сгорания;
3. Газообразные – вводятся с воздухом раздельно или в смеси, воспламенение от свечи или от пламени, возникающего при самовоспламенении впрыскиваемого в цилиндр запального дизельного топлива; Двух-топливные, могут работать на газовом или дизельном тяжелом топливе;
– способу наполнения рабочих цилиндров
1. без наддува, наполнение воздухом осуществляется из атмосферы на такте всасывания при движении поршня от ВМТ к НМТ или за счет давления, создаваемого продувочным насосом (2-х тактные двигатели);
в настоящее время двигатели без наддува практически не производятся ввиду низких удельных мощностей (мощности, снимаемой с
единицы рабочего объема цилиндра);
2. с наддувом, наполнение осуществляется воздухом, предварительно сжатым в специальных надувочных агрегатах (ГТК или приводных);
– способу смесеобразования
1. с непосредственным впрыском, впрыск и распыливание топлива осуществляется непосредственно в камере сгорания, образованной между головкой находящегося в ВМТ поршня, стенками цилиндра и днищем крышки цилиндра;
2. с камерным смесеобразованием, впрыск и предварительное сгорание топлива осуществляются в камеру, размещенную в крышке
цилиндра (предкамера, вихревая камера) или в головке поршня;
– конструктивному выполнению
1. тронковые, у которых направляющей является тронковая часть поршня (юбка);
2. крейцкопфные, у которых в качестве направляющей используется ползун, перемещающийся по параллелям;
– расположению рабочих цилиндров
1. одно – и двухрядные;
2. V- образные и звездообразные;
3. С противоположно-движущимися поршнями;
– по направлению вращения коленчатого вала
1. реверсивные, у которых изменение направления вращения достигается с помощью специального реверсивного механизма, изменяющего фазы газораспределения;
2. нереверсивные, имеющие одно постоянное направление вращения;
– по частоте вращения коленчатого вала п 1\ мин:
малооборотные (МОД) 80 < п >350
среднеоборотные (СОД) 350 < п >750
высокооборотные (ВОД) 750 < п >2500 и выше