Для морского флота характерно большое разнообразие судов, которые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в большом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т. п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а также по некоторым другим особенностям и признакам.
По назначению, т. е. по роду выполняемой службы, суда можно разделить на следующие классы и группы.
Транспортные суда. Пассажирские: рейсовые, круизные, местного сообщения.
Сухогрузные: общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке; специализированные суда для перевозки одного определенного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы; многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами, например крановым и доко¬вым; универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис¬ле опасных, рефрижераторных, контейнеров; суда двойной специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы. Паромы—для перевозки транспортных средств я пассажиров, лихтеры — несамоходные грузовые суда. Наливные — танкеры, газовозы, химовозы, виновозы.
Служебно-вспомогательные суда К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.
Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозньн шаланды.
Суда специального назначения К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, пла вучие краны, плавучие доки.
Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнеры тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т. п.
По району плавания морские суд Регистр СССР делит на группы
суда неограниченного плавания
суда ограниченного плавания I -свободное плавание в закрыты морях или в открытых с удаление! от порта-убежища до 200 миль.
суда ограниченного плавания II -плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
суда ограниченного плавания II СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых до 100 миль;
суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
По материалу корпуса суда классифицируются на стальные, железобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых сплавов.
По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:
пароходы с паровой машиной;
турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах) ;
теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
электроходы с главными электродвигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем,— дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
атомоходы с атомной СЭУ.
По роду движителя, суда де¬лятся на гребные, парусные, колес¬ные, винтовые, с крыльчатым дви¬жителем, с водометным движителем.
По глубине погружения суда бывают: водоизмещающие (обычного типа), глиссирующие, на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), экранопланы.
Архитектурные типы судов различают в зависимости от количества и расположения надстроек: гладкопалубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку; трехостровное судно (рис. 1, б) —носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки; двухостровное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки; судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с баком; судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) —средняя надстройка сливается с ютом.
Конструктивные типы судов определяются прочностью корпуса, в зависимости от чего различают: полнонаборные суда, или суда с минимальным надводным бортом, имеющие наименьший допустимый надводный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; неполнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для-перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда имеют осадку меньше предельной,а надводный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэтому размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В результате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий