5/5 - (1 голос)

Основными предметами таке­лажного оборудования на современ­ном судне являются гаки, скобы, коуши, талрепы, блоки.

Гаками называют стальные крюки, применяемые на судах для различ­ных целей.

В зависимости от назначения, мес­та применения и конструкции разли­чают следующие гаки:

простые, у которых плоскость обу­ха перпендикулярна плоскости носка;

повернутые, у которых обух и носок находятся в одной плоскости;

вертлюжные, имеющие шарнирное соединение с обухом, что обеспе­чивает вращение гака вокруг оси шейки;

двойные вертлюжные, у которых гак может вращаться вокруг оси шейки, а обух качается на оси серь­ги;

грузовые, или шкентель-гаки, имеющие загнутый внутрь носок, прикрытый специальным выступом, поэтому гак при работе не заде­вает за выступающие части;

храпцы, состоящие как бы из двух простых гаков, надетых обухами на общее кольцо (рым); при склады­вании гаков образуется замкнутое, кольцо, чем надежно обеспечивает­ся закрепление снасти или стропа;

пентер-гаки, имеющие в нижней части спинки обушок для крепления оттяжки;

глаголь-гаки — складные гаки, у которых откидной носок удержи­вается специальным звеном, сбив ко­торое, можно легко отдать снасть даже в том случае, когда она натянута втугую.

Гаки, работающие в основном на изгиб, обладают сравнительно низкой прочностью, в связи с чем при работе с большими тяжестями их следует заменять такелажными скобами.

Скоба — изогнутый стер­жень   с    проушинами    на    концах, в которые продевается штырь наи­более часто штырь закрепляется вин­товой нарезкой, которая имеется на его конце и в одной из проушин. Головка штыря в этом случае имеет небольшой обух, в который при завинчивании и отвинчивании закладывают свайку. В скобах большой грузоподъемности штырь не имеет нарезки и закрепляется шплинтом.

По форме такелажные скобы бы­вают прямые и круглые. Прямые используются для стальных и расти­тельных тросов. В последнем случае при том же диаметре стержня скоба имеет большую ширину. Круглые скобы применяются только для ра­стительных тросов.

Для крепления различных частей при помощи гака или скоб к корпусу судна привариваются круглые или продолговатые проушины — обухи. Через обухи часто пропускаются кольца — рымы, чем упрощается за­кладывание гака или скобы.

Гаки и скобы необходимо систе­матически осматривать и, если обна­ружатся трещины, искривления и значительная сработка, заменять новыми.  Вертлюжные  гаки  следует периодически «расхаживать» и сма­зывать трущиеся части.

Коуши — круглые, треу­гольные или каплевидные оправы из металла, имеющие на наружной поверхности желобок и служащие для заделки концов троса в тех случаях, когда их крепят к обухам или соединяют между собой скобами и предохраняют тросы от перетира­ния.

Талрепы — приспособле­ния для обтягивания втугую различ­ных снастей, а также для надеж­ного крепления по-походному раз­личных предметов и грузов. Наиболее распространенным является винто­вой талреп, который состоит из муфты, соединяющей два винта: один — с правой резьбой, а второй —

с левой. При вращении муфты в ту или иную сторону винты будут одновременно вывинчиваться или ввинчиваться, увеличивая или умень­шая длину талрепа. В зависимости от назначения талрепов винты могут заканчиваться гаками, скобами или обухами.

Винтовые талрепы нуждаются в постоянном уходе. Они должны быть всегда очищены от ржавчины и сма­заны. Во всех возможных случаях, и особенно при ремонте или длитель­ном отстое судна, талрепы следует закрывать прокрашенными паруси­новыми чехлами, предварительно их смазав.

Блоки —приспособле­ния, служащие для подъема тяжес­тей и изменения направления тяги. Блок состоит из корпуса, внутри которого находится один или не­сколько шкивов, вращающихся на оси (нагеле). Шкивы по окружности имеют желобок (кип), препятствую­щий сходу троса со шкива. В зави­симости от числа шкивов различа­ются одно-, двух-, трех- и много-шкивные блоки.

На судах в основном используют­ся металлические блоки и только при работе с растительными троса­ми — деревянные и пластмассовые. Для оснастки блоков трос должен быть проведен между щек. Однако продевать трос с конца неудобно, а иногда и невозможно, если трос в натянутом состоянии. Поэтому применяют одношкивные блоки, имеющие откидную щеку. Такие бло­ки называют канифас-блоками. От­кидная щека позволяет заводить в блок середину троса, не продевая его с конца.

При работе с блоками необходимо следить, чтобы их размеры соответ­ствовали применяемым тросам. Бло­ки, имеющие недостаточный диаметр шкивов, вызывают чрезмерный изгиб тросов, что приводит к их прежде­временному износу. Диаметр шкива металлического блока должен быть не менее 10—15 диаметров стального троса. Для растительных тросов диаметр шкива должен быть в два раза больше длины окружности троса.

Блоки требуют постоянного ухода. Их необходимо периодически раз­бирать, очищать от грязи и ржав­чины и смазывать трущиеся части. При разборке блок тщательно осматривают и, если обнаруживают трещины и значительный износ нагеля или шкива, заменяют новым.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий