5 (100%) 1 голос[ов]

Принцип действия системы основан на изоляции очага пожара от кислорода воздуха путем покрытия горящих предметов слоем пены. Пену можно получить либо химическим путем в результате реакции кислоты и щелочи,
либо механическим путем при смешивании водного раствора
пенообразователя с воздухом. Соответственно этому система пенотушения  делится на воздушно-механическую и химическую.

В системе воздушно-механического пенотушения (рис.) для получения пены используется жидкий
пенообразователь ПО-1 или ПО-б, который хранится в специальных цистернах. При пользовании системой пенообразователь из цистерны эжектором подается в напорный трубопровод, где он смешивается с водой, образуя водяную эмульсию. На конце трубопровода имеется воздушно-пенный ствол. Водяная эмульсия, проходя через него, засасывает воздух, в результате чего образуется
пена, которая подается к месту пожара.

Для получения пены воздушно-механическим способом водяная эмульсия должна содержать 4 %
пенообразователя и 96 % воды. При смешивании эмульсии с воздухом образуется пена, объем которой
примерно в 10 раз превышает объем эмульсии. Для увеличения количества пены применяют специальные воздушно-пенные стволы с распылителями и сетками. В этом случае получается
пена с высокой кратностью пенообразования (до 1000). Тысячекратная пена получается на основе
пенообразователя «Морпен».

Наряду со стационарными системами пенотушения на судах широкое применение нашли местные воздушно-пенные установки (рис.). В этих установках, которые размещаются непосредственно в охраняемых помещениях, эмульсия находится в закрытом резервуаре. Для пуска установки в резервуар подают сжатый воздух, который через  сифонную трубку вытесняет эмульсию в трубопровод. В этот же трубопровод через отверстие в верхней части сифонной трубки проходит часть воздуха. В результате в трубопроводе происходит перемешивание эмульсии с воздухом и  образуется пена. Такие же установки небольшой вместимости могут выполняться переносными — воздушно-пенный огнетушитель.

При получении пены химическим путем в ее пузырьках содержится
углекислый газ, что повышает ее гасительные свойства. Химическим способом пену получают в ручных пенных огнетушителей типа ОП, состоящих из резервуара, наполненного водным раствором соды и кислотой. Поворотом рукоятки открывают клапан, щелочь и кислота смешиваются, в результате чего образуется пена, которая выбрасывается струей из спрыска.

Система пенотушения может быть использована для тушения пожара в любых помещениях, а также на открытой палубе. Но наибольшее распространение она получила на нефтеналивных судах. Обычно на танкерах имеются две станции пенотушения: основная — на корме и аварийная — в надстройке бака.
Между станциями вдоль судна проложен магистральный трубопровод, от которого в каждый грузовой танк отходит отросток с воздушно-пенным стволом. От ствола пена идет в пено-сливные перфорированные трубы, расположенные в танках. Все трубы системы пенотушения имеют два широких отличительных кольца зеленого цвета с красным предупреждающим знаком между ними.
Для тушения пожара на открытых палубах нефтеналивные суда оборудуются лафетными воздушно-пенными стволами, которые устанавливают на палубе надстроек. Лафетные стволы дают струю пены длиной свыше 40 м, что позволяет в случае необходимости всю палубу покрыть пеной.

Для обеспечения пожарной безопасности судна все системы пожаротушения должны находиться в
исправном состоянии и всегда быть готовыми к действию. Проверка состояния системы производится путем регулярных осмотров и проведения учебных пожарных тревог. При осмотрах необходимо тщательно проверять плотность трубопроводов и исправную работу пожарных насосов. В зимнее время пожарные магистрали могут замерзнуть. Чтобы предотвратить замерзание, необходимо отключить участки, проложенные на открытых палубах, и через специальные пробки (или краны) спустить воду.

Особенно тщательного ухода требуют углекислотная система и система пенотушения. При неисправном состоянии установленных на баллонах клапанов возможна утечка газа. Для проверки наличия углекислоты баллоны следует взвешивать не реже 1 раза в год.

Все неисправности, выявленные при осмотрах и учебных тревогах, должны немедленно устраняться.
Запрещается выпускать в плавание суда, если:

хотя бы одна из стационарных систем пожаротушения неисправна;

система пожарной сигнализации не работает;

отсеки судна, защищаемые системой объемного пожаротушения, не имеют приспособлений для закрытия помещений снаружи;

противопожарные переборки имеют неисправную изоляцию или неисправные противопожарные двери;

противопожарное снабжение судна не соответствует установленным нормам.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий