Правила распространяются на перевозку пищевых и других грузов растительного и животного происхождения наливом на морских судах.
Правила устанавливают требования, предъявляемые к грузам и судам, организационные и технологические условия погрузки, перевозки и выгрузки, меры безопасности при перегрузочных работах, подготовке грузовых танков и технологию отбора проб грузов.
1.Общие положения
Правила устанавливают порядок проведения технологических операций:
погрузка- перевозка- выгрузка-отбор проб- подготовка грузовых танков
Во всем, что не предусмотрено настоящими Правилами, надлежит руководствоваться Уставом ФРП Украины, требованиями Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с дополнениями до 1992 г., Правилами техники безопасности на судах ФРП Украины, Правилами по защите от статического
электричества на морских судах, Наставлением по предотвращению загрязнения с судов, Планом управления мусором, государственными
стандартами и другими действующими нормативно-техническими документами, а для обеспечения пожарной безопасности- Правилами морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом.
В настоящих Правилах рассматриваются следующие пищевые грузы наливом :
- этиловые спирты
- виноматериалы
- растительные и животные жиры
- патоки ( мелассы)
- питьевая вода
Основные физико-химические характеристики грузов приведены в приложениях 1-6
2.Требования, предъявляемые к грузу
Грузоотправитель( фрахтователь) обязан до начала погрузки представить администрации судна письменную информацию о свойствах и особенностях каждого вида груза, предъявляемого к перевозке на судне.
Паспорт качества и информация о грузе должны прикладываться к перевозочным документам и следовать вместе с грузом.
Грузоотправитель ( фрахтователь) несет ответственность за все последствия,
вызванные неполным или неправильным определением качества, свойств и особенностей груза, предъявляемого к перевозке. Эти показатели грузов
должны соответствовать требованиям , указанным в Приложениях 1-6.
Температура грузов на момент погрузки должна соответствовать рекомендациям грузоотправителя (фрахтователя), а при их отсутствии,
руководствоваться данными Приложений 1-6
Администрация судна в определении качества грузов, предъявляемых к перевозке, участия не принимает.
Требования, предъявляемые к судну
Суда, для перевозки пищевых и других грузов растительного и животного происхождения наливом, должны конструктивно удовлетворять Правилам классификации и постройки морских судов Регистра судоходства или аналогичным правилам иностранных классификационных обществ, иметь класс, удовлетворять в части пожаро- взрывобезопасности требованиям
СОЛАС 74/94.
Грузовые танки (цистерны), грузовые трубопроводы и другие грузовые и
вспомогательные коммуникации и системы судов должны быть сухими и чистыми, без следов и запаха ранее перевозимых грузов и моющих средств.
Защитные антикоррозийные покрытия грузовых танков ( цистерн) судов, перевозящих крепленые и сухие виноматериалы, не должны иметь следов
нарушения.
Горловины и моечные лючки в закрытом состоянии должны обеспечивать герметичность грузовых танков ( цистерн).
Палуба судов для перевозки пищевых грузов наливом, должна быть окрашена в светлые цвета и оборудована системой орошения забортной водой.
Суда для перевозки грузов подклассов 0.3-жиры и 0.4-мелассы (патоки) должны быть оборудованы системой подогрева груза.
Для перевозки грузов подкласса 0.1 ( группа 0.12- коньячные спирты ) должны
использоваться грузовые танки ( цистерны) из нержавеющей стали.
Для перевозки грузов подкласса 0.2 (виноматериалы) должны использоваться суда с грузовыми танками (цистернами) из нержавеющей стали или обычные из углеродистой, с защитным антикоррозийным покрытием, одобренным санитарными органами.
Для перевозки грузов подклассов 0.3 и 0.4 ( растительные и животные жиры, мелассы ) и группы 0.1.1 ( спирты- ректификаты) могут использоваться суда, имеющие антикоррозийное защитное покрытие грузовых танков ( цистерн).
Допускается перевозка указанных грузов в грузовых танках ( цистернах) , имеющих частично сохранившееся защитное покрытие, либо без покрытия, при условии удаления слоистой и осыпающейся ржавчины.
Грузовые трубопроводы, запорные устройства, рабочие органы грузовых насосов судов для перевозки грузов подклассов 0.1 (группа 0.1.2) и 0.2
( коньячные спирты, виноматериалы), должны быть изготовлены из нержавеющей стали, допущенной санитарными органами к контакту с этими грузами.
Суда для перевозки вышеуказанных грузов, должны иметь на борту журнал
грузовых операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом
по форме МАРПОЛ 73/78
Журнал грузовых операций должен заполняться во всех случаях, когда на судне выполняются любые из следующих операций в отношении вредных для
окружающей среды жидких веществ наливом :
- погрузка, перекачка, выгрузка груза
- приём балласта в грузовые танки ( цистерны)
- мойка ( зачистка) грузовых танков ( цистерн)
- перекачка грязного балласта
- перекачка из отстойного танка и/ или удаление остатков
- случайный или преднамеренный сброс груза
4.Подготовка судна к погрузке.
Суда для перевозки должны быть подготовлены заблаговременно к погрузке в соответствии с требованиями настоящих Правил, « Наставления по предотвращению загрязнения с судов», Международной конвенции МАРПОЛ
73/78 с дополнением 1992 г.
Подготовка судна состоит из следующих операций:
- мойка, зачистка, пропаривание танков ( цистерн), очистки и мойки насосов,
фильтров, трубопроводов с удалением остатков груза и воды
- проверка на водотечность клинкетов, кингстонов, трубопроводов в грузовых
танках ( цистернах), палубных сальников штоковыводов грузовых и зачистных
клинкетов, плотности закрытий крышек горловин, смотровых лючков, пробок
замерных трубок, исправности работы систем дистанционного и ручного управления клинкетами грузового и зачистного трубопроводов
- просушка и дегазация танков (цистерн) и трубопроводов с удалением запаха
ранее перевозившегося груза и моющих средств
- проверка состояния системы орошения палубы
- проверка приспособлений для опломбирования горловин грузовых танков
(цистерн), клинкетов и кингстонов
- проверка работы дыхательных клапанов газоотводной системы
- проверка исправности системы и средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и техники безопасности
Подготовка судна к погрузке должна осуществляться по утвержденному
капитаном грузовому и технологическому планам для конкретного вида груза, в соответствии с требованиями РД «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров»
Грузовые танки ( цистерны) должны предъявляться представителю грузоотправителя ( фрахтователя) при открытых фильтрах и клинкетах грузовых магистралей и грузовых стояков с обязательным оформление акта пригодности ( сертификата) грузовых танков ( цистерн) под погрузку.
Если условиями договора перевозки ( чартером) не предусматривается
предъявление грузовых танков (цистерн) для инспекции представителю
грузоотправителя ( фрахтователя), то капитан судна обязан пригласить
опытного сюрвейера и получить от него заключение о пригодности грузовых танков ( цистерн) к погрузке.
Перед началом погрузки в присутствии представителя грузоотправителя должны быть обжаты и опломбированы клинкеты кингстонов и забортных
отливных клапанов в грузовом насосном отделении с составлением двустороннего акта и записью в судовом журнале.
Если условиями договора перевозки ( чартером) опломбирование не предусматривается, то капитан приглашает сюрвейера для опломбирования
кингстонов с оформлением сертификата с отметкой об этом в судовом журнале
Перед погрузкой необходимо проверить надежность открытия и закрытия клинкетов с ручным и дистанционным приводом, исправность действия системы автоматического замера уровня груза.
При приеме на судно двух и более видов грузов должно быть обеспечено их разделение не менее чем двумя клинкетами ( секущим и грузовым), а при наличии на магистрали только одного клинкета дополнительно устанавливается заглушка.
При подготовке судна к погрузке все операции по сливу балластных и моечных вод должны выполняться в соответствии с требованиями Международной
конвенции МАРПОЛ 73/78 с дополнением 1992 г.
Перевозка пищевых грузов наливом на судах, перевозивших ранее этилированные нефтепродукты, допускается при условии, что в трех рейсах,
предшествующих рейсу с пищевыми грузами, перевозились неэтилированные
нефтепродукты, нетоксичные масла.
Все операции по подготовке судна к погрузке отражаются в судовом журнале и
оформляются соответствующими актами.
- 5. Погрузка
Осуществляется в соответствии с грузовым планом, утвержденным капитаном судна и согласованным с грузоотправителем
Погрузка должна:
- осуществляться закрытым способом по трубопроводам судна
( допускается погрузка через горловины танков через гибкий шланг с концом
на глубине не менее 0.3 м от верхнего уровня груза )
- начинаться малой производительностью, не более 1 м/с и увеличиваться до нормы после того, как убедились, что груз поступает правильно и утечки груза отсутствуют ( скорость налива по технологической карте)
- начинаться с вида груза, для которого смешение не допускается, затем груза,
на качество которого остатки предыдущего не влияют ( в трубопроводе)
- производиться с расчетом максимального использования вместимости грузовых танков ( цистерн) с учетом расширения груза в пути следования и
подогрева для выгрузки
При погрузке :
- клапаны газоотводной системы загружаемых танков (цистерн) держать
открытыми
- двух и более видов груза (если нет автономных трубопроводов) погрузку
последующих видов груза начинать только после того, как трубопроводы освобождены от остатков предыдущего груза и осмотром установлено, что груз
из заполненных грузовых танков не поступает в смежные танки, предназначенные для другого вида груза.
- установить непрерывный контроль за наполнением танков (по дистанционным датчикам уровня груза, мерным поплавковым устройствам,
либо ручным частым замером)
- установить контроль за поверхностью моря вокруг судна, особенно в районе
кингстонов грузового насосного отделения
- через горловины танков должны быть предусмотрены временные закрытия (брезенты, маты и т.д.) для предотвращения попадания в груз воды
- если замечено изменение уровней в загруженных танках, или появление груза в порожних- немедленно остановить погрузку, установить причины
утечек, их устранить, продолжить грузовые работы только с разрешения капитана, либо лица, его замещающего
- в случае засорения фильтров судовой грузовой магистрали посторонними
предметами, находящимися в грузе, погрузку остановить, время простоя на
очистку фильтров за счет отправителя ( отразить в таймшите и судовом журнале, а на выполненные работы составляется судовой акт ).
Признаком засорения фильтров при выгрузке- является понижение давления в
грузовой магистрали, либо увеличение при погрузке.
- за 20-30 мин. до окончания погрузки и повторно за 10-15 мин. администрация судна предупреждает об этом базу налива и при необходимости снижает производительность налива (последними заполняются танки, имеющие наибольшие пустоты, во избежание возможного перелива)
- свободная поверхность грузов подклассов 0.1 и 0.2 ( спирты и виноматериалы) допускается только в горловинах или расширителях танков
(цистерн)
- грузовых танков партиями пищевых жиров с разными температурами по слоям ( более 15 градусов) должны быть оставлены достаточные пустоты
над жидкостью во избежание перелива груза при его подогреве
- отверстие газоотводного трубопровода в горловине ( расширителе) грузового танка (цистерны) не должно быть закрыто грузом при его возможном расширении
- патоки ( мелассы) предусматривать над жидкостные пустоты на расширение и пенообразование груза в процессе перевозки
После окончания погрузки:
отбора проб груза, замера уровня и температуры груза в танках, горловины танков, смотровые лючки, пробки мерных трубок, моечных лючков, клинкетов
и других входных отверстий плотно обжимаются.
При следовании груза за пломбами грузоотправителя после обжатия всех отверстий, горловины, моечные лючки грузовых танков ( цистерн), клинкеты и
приемные патрубки грузовой магистрали опломбируются грузоотправителем
или по его поручению нейтральной организацией в присутствии грузового
помощника судна. Факт опломбирования оформляется двусторонним актом,
отражающим количество наложенных пломб, их расположение и оттиски на них, с записью в коносаменте и судовом журнале.