На морских судах в качестве СЭУ применяются двигатели внутреннего сгорания, турбины паровые и газовые, ядерные установки и реже — паровые машины В настоящее время дизельные установки стоят на большинстве морских транспортных судов.Они имеют два режима работы: морской и маневренный.
Маневренный режим — СЭУ переводится на пониженную частоту вращения (ж20%). Следует помнить,
что_перевод двигателя с одного режима на другой требует времени и зависит от типа установки Маневренный режим позволяет выполнять любой маневр по команде с мостика, обеспечивает безопасное плавание в узкости и выполнение швартовных операций.
Дизели имеют критическую частоту вращения и неустойчиво работают на самой низкой частоте вращения. При резком увеличении или снижении оборотов в двигателе возникают большие перегрузки. Поэтому переход с одного режима на другой должен проходить постепенно, как рекомендовано Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) судовых дизелей и инструкцией завода-изготовителя Если судоводитель управляет двигателем дистанционно с мостика, он должен хорошо изучить ПТЭ.
Маневренные качества дизельной установки характеризуются следующими показателями: продолжительностью пуска и разгона двигателя; наличием критических (запретных) зон в интервале изменения частоты вращения от нуля до максимальной; минимальной частотой вращения, которым обеспечивает устойчивую-работу двигателя;
продолжительностью реверса; количеством пусков (запасом сжатого воздуха);
Продолжительность пуска двигателе определяют временем от начала пусковых операций до момента, когда двигатель начнет работать. Для судовых дизельных установок это время составляет 10—12 с, если двигатель работает в маневренном режиме.
Продолжительность разгона двигателя — промежуток времени от начала работы двигателя до достижения заданной частоты вращения. Быстрое увеличение частоты вращения нежелательно, так как это вызывает повышенную нагрузку на движитель и увеличивает расход топлива, не дает эффекта в нарастании скорости судна и ни экономически, ни технически себя не оправдывает От перегрузок дизеля возрастает давление в цилиндрах и повышается температура выхлопных газов, что отрицательно сказывается на прочности деталей двигателя. Чтобы не возникали перегрузки, главные двигатели снабжены программным управлением, которое автоматически обеспечивает заданную частоту вращения.
Продолжительность остановки и реверса (перевод двигателя на работу с одного направления на другое) измеряется временем от момента подачи команды до выполнения маневра и зависит от быстроты реакции человека и продолжительности переключений распределительных устройств на остановку и реверс. У дизелей реверс — это остановка двигателя, переключение на обратный ход и пуск его на сжатом воздухе с последующим переводом на топливо. Минимальная частота вращения дизеля, которая обеспечивает устойчивую работу, находится в пределах 25—30 % от максимальных частот. Способность двигателя к продолжительной работе на заднем ходу, как правило, ограничений не имеет.
На судах, где в качестве СЭУ используется турбина, особенностью является то, что мощность ее при
работе на заднем ходу намного меньше, чем на переднем. Это объясняется тем, что для обеспечения движения судна задним ходом устанавливается дополнительная турбина заднего хода, мощность которой значительно меньше турбины переднего хода.
На ледоколах «Россия», «Сибирь», «Арктику», находящихся в эксплуатации, в качестве СЭУ применяются ядерные установки. Суда с ядерной СЭУ практически имеют» неограниченную автономность плавания, очень хорошую проходимость во льдах. Управление судном с ядерной СЭУ осуществляется как на многовинтовом турбоходе.