Действующий в России флот дизельных ледоколов был построен в основном в 1970-х – начале 1980-х годов на зарубежных верфях. Из-за физического и морального износа существующие ледоколы подлежат списанию уже в ближайшие годы. Это вызывает необходимость принятия срочных мер по созданию ледокольного флота нового поколения, отвечающего современным требованиям по обеспечению надежности и безопасности плавания транспортных судов в замерзающих морях. Линейные дизель-электрические ледоколы мощностью около 25 МВт (ЛК-25) должны прийти на смену двум типам ледоколов: «Ермак» и «Капитан Сорокин» (1974 и 1977 годов постройки соответственно), нормативный срок эксплуатации которых уже истек. Основное назначение линейных ледоколов нового поколения мощностью 25 МВт: обеспечение эффективной ледокольной проводки крупнотоннажных танкеров, следующих к терминалам БТС-1 и БТС-2; обеспечение аварийно-спасательной готовности и оказание помощи судам; обеспечение проводок судов в замерзающих неарктических морях; использование на трассах Северного морского пути (СМП); проводка судов в устьях сибирских рек зимой и на мелководных морских участках СМП в период осенне-летней арктической навигации; буксировка судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде.
Проект дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт разработан, прошел экспертизу и может быть реализован. Ожидаемый срок строительства ледокола на отечественных верфях — около трех лет. В ходе проектирования ледокола к работам был привлечен широкий круг отечественных и зарубежных специалистов, проведен комплекс ледовых и мореходных испытаний в специальных исследовательских бассейнах в России и за рубежом, учтен и на практике широко внедрялся опыт проектирования и строительства ледоколов проекта 21900 («Москва» и «Санкт-Петербург»). Для гарантированного ледокольного обеспечения заявленных до 2015 г. грузопотоков были выполнены оценки требуемого количества перспективных ледоколов нового поколения. В частности, было показано, что только для Арктического региона наряду с универсальными атомными ледоколами типа ЛК-60Я необходимы 4-5 дизель-электрических линейных ледоколов типа ЛК-25 при следующей их расстановке: 2 ледокола — для обеспечения работы БТС-1 и БТС-2;
1-2 ледокола — для обеспечения доставки грузов в летне-осенний период с востока в порты Восточного района Арктики;
2 ледокола — для обеспечения вывоза на танкерах нефти Тимано-Печорских месторождений и Приразломного месторождения. Большое значение для обеспечения надежного бесперебойного функционирования морской транспортной системы в замерзающих морях имеет своевременность поставок новых ледоколов во избежание «ледокольной паузы», когда списание существующих ледоколов даже с учетом продления ресурсов и сроков их службы будет опережать ввод в эксплуатацию новых ледоколов. Ведь возраст существующих семи государственных дизель-электрических ледоколов, предназначенных для работы в Арктике, к 2015-2016 гг. превысит 40 лет.
Строительство таких технически сложных современных судов как ЛК25 позволяет обеспечить судостроительную отрасль емкими (как в финансовом, так и в техническом отношении) заказами, создать условия по выживанию и развитию транспортного судостроения. Важность и необходимость строительства новых линейных дизель-электрических ледоколов обосновывается не только существующими и перспективными потребностями в обеспечении ледокольных проводок на отдельных направлениях в замерзающих морях Российской Федерации. Это и политическая задача, поставленная обостряющейся в мире борьбой за ресурсную базу XXI века — Арктический шельф. Освоение этого региона связано прежде всего с его прогнозируемым освобождением от ледяного покрова, в связи с чем открываются новые возможности для добычи нефти и природного газа на арктическом и континентальном шельфе. Кроме того, можно будет проложить новые морские маршруты для транспортировки нефти и грузов. Необходимость усиления деятельности Российской Федерации на Арктическом направлении не раз подчеркивалась на заседаниях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, определена в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»