В процессе эксплуатации судна возникает необходимость швартоваться к судам, стоящим на якоре, лежащим в дрейфе и на ходу. При этом возможны следующие варианты: швартовка борт о борт контактным способом на стоянке и на ходу; постановка на бакштов к судну, стоящему на якоре; бесконтактная швартовка при следовании в кильватер или на параллельных курсах.
Швартовные операции в открытом море относятся к наиболее сложным и ответственным этапам работы морских судов и требуют большого внимания и дополнительных мер при их осуществлении. Сложность швартовки и риск, существующий при подходе к другому судну, обуславливаются тем, что швартовка в море и на открытом рейде происходит без буксиров, причем объект швартовки, как правило, имеет перемещение вследствие рыскания на якоре, ветрового дрейфа или находится на ходу. Волнение моря и ветер создают дополнительные трудности для маневрирования швартующегося судна, тем более что на малом ходу ухудшается управляемость судна и возрастает роль воздействия ветра.
Успех швартовки зависит от согласованных действий швартующихся судов и постоянной надежной связи между ними. Способ швартовки совместно выбирают капитаны принимающего и швартующегося судов, в зависимости от конкретных условий. В случае расхождения мнений решающее слово остается за капитаном швартующегося судна.
Капитан принимающего судна оказывает швартующемуся необходимую помощь, включая маневрирование с использованием главного двигателя и руля. Однако эти действия должны быть взаимосогласованы заранее или в ходе швартовки.
В случае неудачного подходного маневра капитан швартующегося судна должен отвести свое судно на необходимое расстояние и повторить швартовку.
Командование подачей концов при швартовке и отдачей при отходе осуществляет принимающее судно. Заводятся растительные и синтетические концы с носа и кормы. Прижимные концы, как правило, не заводятся.
Ответственность за обеспечение безопасности грузовых операций и стоянки ошвартованного судна с момента окончания швартовки и до отдачи всех швартовных концов несет капитан принимающего судна. Все его указания, касающиеся безопасности совместной стоянки, обязательны для судов, ошвартованных у борта.
В течение всей совместной стоянки ошвартованных судов главные двигатели и рулевые устройства должны находиться в постоянной готовности. Вывод их из рабочего состояния может быть допущен в исключительных случаях с разрешения капитана принимающего судна.
При отшвартовке разрешение на нее дает капитан принимающего судна.