Развороты судна на ограниченной акватории можно осуществлять и без отдачи якоря при работе движительно-рулевого устройства в переменном режиме. На судне с ВФШ правого вращения можно произвести разворот вправо, а с ВРШ – то же, но с большей эффективностью. Рассмотрим методологию проведения разворота на примере судна с ВФШ правого вращения:
в начальный момент, когда судно остановлено относительно воды, руль перекладывается право на борт и дается ход вперед. Возникающая за счет винтовой струи боковая сила руля забрасывает корму влево;
как только судно начнет движение вперед машине дают задний ход. Возникающие при реверсе нескомпенсированные боковые силы от работы винта, направленные влево, будут способствовать развороту судна. Как только судно начнет движение назад повторяют действия по предыдущему пункту.
Эффективность разворота судна с ВРШ через правый борт обусловлена тем, что при винте левого вращения, коим обладают абсолютное большинство судов с ВРШ, на переднем ходу в работу включается сила реакции воды на вращение винта.
Такое маневрирование позволяет развернуть судно на ограниченной акватории.