Судно в грузу отшвартовывается с помощью двух буксиров, течение в корму. Судно движется относительно воды и фактически имеет задний ход до тех пор, пока оно остается неподвижным относительно причала. Чтобы не дать судну двинуться вперед, последним отдается носовой шпринг. Буксиры тянут против течения (рис. 101).
Кормовой буксир создает незначительный эффект, поскольку он тянет вблизи ЦВ. Трудно начать отход от причала бортом, так как поперечная составляющая течения, действующего справа по корме, прижимает корму к причалу. Наоборот, небольшого усилия носового буксира достаточно, чтобы начать отводить нос, а разворот вправо увеличивает площадь корпуса для действия течения.
Учитывая огромное давление, создаваемое течением на борт судна, особенно в случаях, когда глубина под килем мала, очевидно, что отшвартовка судна таким образом крайне рискованна даже на слабом течении, не говоря уже о сильном. Лучшее, что можно сделать при этих условиях, — как можно скорее дать судну движение вперед. Мы должны быть осторожны, чтобы не обогнать буксиры и дать им своевременно команду перейти влево. При движении судна вперед ЦВ сместится также вперед, что увеличит усилие кормового буксира. Кормовой буксир с самого начала лучше всего закрепить прямо по корме.
Единственно безопасный способ отшвартовки судна на течении с кормы, когда по носу ошвартовано другое судно, — это оттянуть сначала корму (рис. 102).
Мы задерживаем носовой шпринг и даем команду кормовому буксиру тянуть первым. Поперечная сила течения уменьшается при оттягивании кормы до тех пор, пока течение не будет прямо по корме. Самый безопасный путь отшвартовки танкера в грузу при неблагоприятном течении один — оставить судно как можно быстрее параллельно направлению течения. Больший разворот в этот момент приведет к тому, что течение окажется слева по корме и его поперечная сила будет отрывать судно. При отходе судна назад ЦВ находится в корме и носовому буксиру будет легко оттащить нос от причала.
Когда течение очень сильное и имеется третий буксир, необходимо поставить этот дополнительный буксир в кормовой части судна так, чтобы он не мешал основному кормовому буксиру. Крупные суда требуют большего тягового усилия, и мы ставим наиболее мощный буксир с той стороны судна, откуда подходит течение. На VLCC в грузу при сильном приливном течении следует использовать дополнительный буксир для работы на упор слева по корме сразу же, как только два кормовых буксира оттащат корму на расстояние, достаточное, чтобы этот буксир смог войти между судном и причалом. Однако мы делаем это только тогда, когда впереди нас не стоит другое судно, в противном случае безопаснее подождать смены течения. Носовой буксир не должен натягивать конец, потому что это приведет к преждевременному отходу носа от причала.