-
Безопасность плавания судна во многом определяется одним из важнейших его мореходных качеств — управляемостью. Потеря судном управляемости очень часто влечет за собой аварии. Кормовой руль, с давних времен применяемый в качестве средства управления судном, обладает существенным недостатком. Он заключается в том, что создаваемый рулем боковой упор, пропорциональный квадрату скорости судна, на малых ходах настолько мал, что не может обеспечить необходимую управляемость, особенно при ветре и на волнении. Поэтому на судах все более широко применяют средства активного управления (САУ), создающие боковой упор на малых ходах и без хода. Главное достоинство всех САУ — возможность эффективного самостоятельного маневрирования судна в стесненных условиях — расширяет область применения этих устройств. В силу этого, несмотря на относительно высокие первоначальные затраты, многие вновь строящиеся морские суда различного назначения (в том числе транспортные) оборудуются либо одним, либо несколькими САУ. Наиболее часто используется сочетание: подруливающее устройство в носовой ча-•сти и активный руль — на корме. Развитие и усовершенствова ние САУ ведется по трем основным направлениям: подруливающие устройства, активные рули и винторулевые (откидные и выдвижные) колонки, устанавливаемые в качестве главных или вспомогательных движителей.
Ниже последовательно рассматриваются особенности конструкции указанных САУ и их влияние на управляемость судна.
Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
- Маневрирование при подходе к лоцманскому судну, приём и высадка лоцмана. Пересадка людей с судна на судно
- Общие положения организации борьбы за живучесть судна