Практические рекомендации сводятся к следующему:
а) при волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной.
б) при плавании на волнении с длиной волны, близкой к длине судна необходимо соблюдать особую осторожность:
• при встречном волнении необходимо уменьшить скорость и изменить курсовой угол волны, чтобы найти такое положение судна, при котором оно ведет себя спокойнее; в этом случае требование о равномерной загрузке судна с облегчением концевых трюмов и танков должно очень строго соблюдаться;
• при попутном волнении возникает угроза значительной потери остойчивости, что может явиться причиной опрокиды-
вания и гибели судна; скорость движения судна должна быть уменьшена;
• особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны, и когда нос и корма судна одновременно
находятся на гребнях волн; скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол
волны;
в) следует проявлять особую осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:
• перейти на ручное управление;
• избегать резких перекладок руля;
• осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;
• знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий: усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы); при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);
• если судно идет курсом против волны, то следует рассчитать поворот так, чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн; в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить удар в кормовую часть (при низком надводном борте это может привести к повреждению судовых устройств, груза и т. п.);
• если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было
резких ударов в носовую часть; приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.