Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в изучении теоретического материала и требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна.
Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну (рис. 7.1).
Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа включает следующие пункты:
– общее расположение судна;
– сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
– расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;
– расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;
– судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.
Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.
На втором этапе производится отработка требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна. На этом этапе отрабатывается также организация связи и взаимодействия ГКП с аварийными партиями, группами и ходовыми вахтами, организация использования спасательных средств при оставлении судна.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится на основе месячных планов, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим механиком. Планы утверждаются капитаном. Формами подготовки экипажа являются теоретические и практические занятия, частные и общесудовые учения.
Теоретическая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:
– совещания и учеба (Safety Committee Meetings);
– занятия по освоению судового оборудования;
– просмотр учебных видеофильмов;
– самостоятельные занятия.
Практические занятия проводятся непосредственно у мест расположения соответствующего судового оборудования.
Частные учения проводятся для отработки взаимодействия и слаженности работы членов экипажа на судовом посту и между судовыми постами, закрепления навыков в использовании аварийных средств и материалов. Учения проводятся командирами аварийных партий, групп и постов.
Руководитель учения обеспечивает подмену участников учения, занятых на вахте или судовых работах. В ходе частного учения руководитель добивается четких и правильных действий в соответствии с поставленной целью; после окончания учения проводится его разбор.
Читайте также: Организация действий экипажа при чрезвычайных ситуациях на судне