Загрузка...

При классификации аварийных случаев руководствуются дли­тельностью простоя. При столкновениях простой определяется на­ряду с другими факторами,временем ремонта полученных повре­ждений, которое зависит от степени тяжести этих повреждений» оцениваемых техническими убытками. В убытки входят и расходы по спасанию судна, что также является одним из важных показа­телей тяжести столкновения. Как показатель состояния рассматри­ваемого вида аварийности технические убытки обладают большим достоинством — они позволяют отделить простой, непосредственно связанный со столкновением и необходимый для восстановления мореходности судна от простоя в ожидании ремонта, оформления и др. Вместе с тем технические убытки, как показатель степени тяжести столкновения, имеют тот существенный недостаток, что отражают не столько тяжесть столкновения в целом (повреждение обоих судов), сколько размер повреждений, полученных только судном ММФ, что в ряде случаев совершенно искажает истинную картину случая.

Это прежде всего относится к тем столкновениям, где суда ММФ получили незначительные повреждения или вовсе их не получили, а «суда-партнеры» в этих столкновениях были тяжело поврежде­ны или погибли. Более объективно степень тяжести столкновения можно оценить» рассматривая технические убытки обоих судов.

Влияние района плавания. На рисунке показано распределение столкновений судов ММФ по степени тяжести по участкам, условной границей которых принята скорость в открытом море, проливах и фарватерах – наибольшая, обычно полная, в реках и каналах – меньшая, в портах и рейдах – самая низкая.

Средние технические убытки в расчете на одно столкновение, показанные на рисунке, даны в условных величинах — только для сравнения. Их величины пропорциональны длинам  соответствующих  полос. Наиболее тяжелые столкновения происходят в открытом море, проливах и фарватерах, что объясняется повышенными скоростя­ми движения в этих районах. Наименее серьезные повреждения при осторожном маневриро­вании и следовательно наименьшие убытки зафиксированы на ак­ваториях портов и рейдов.

Несмотря на то что в реках и каналах движение интенсивно и многочисленные расхождения происходят зачастую в десятках метров, убытки от столкновений в таких районах по судам ММФ в большинстве случаев не столь велики, как в проливах, на фар­ватерах и в открытом море. Это объясняется тем, что в некоторых реках и каналах скорости судов ограничены. Кроме того, реки Северной Европы, где происходит около половины всех столкно­вений в этом районе, регулярно посещаются советскими судами, в основном среднего и небольшого тоннажа. Не следует делать вывод, что плавание в этих районах сравнительно безопасно. Из­вестно много случаев гибели судов, в том числе крупнотоннажных, столкнувшихся на Шельде, Эльбе, Темзе. Так, в 1953 г. в резуль­тате столкновения в Кильском канале затонул пароход «Лигово»; в I960 г. затонуло столкнувшееся на Шельде с теплоходом Лат­вийского пароходства «Эигуре» иностранное судно «Мода»; столк­новения советских судов «Калуга», «Лудза» на Эльбе и в Дрог-денском канале, «Космонавт» на р. Св. Лаврентия привели к тя­желым повреждениям этих судов.

Влияние условий видимости. В условиях ограниченной види­мости и в темное время суток частота столкновений значительно выше, чем при хорошей видимости и в светлое время.

Посмотрим, как указанные условия отражаются на степени тяжести столкновений. На рисунке показано распределение столкно­вений по степени их тяжести в зависимости от условий видимости в принятой разбивке по участкам. Из рисунка следует, что столкновение в тумане в реках и каналах, в открытом море, в проливах и на фарватерах, т. е. в тех районах, где происходит большинство всех столкновений и где снижение скорости намного меньше, чем в портах, по своей тяжести более серьезны, чем при хорошей видимости.

Влияние времени суток. Как было показано ранее, при нормаль­ных условиях видимости в темное время суток сталкивается вдвое больше судов, чем в светлое.

Посмотрим, как время суток при нормальной видимости отра­жается на степени серьезности столкновений. На рисунке показано распределение столкновений по их тяжести по участкам плавания и времени суток. Рисунок  показывает, что на всех участках, кроме портов и рейдов, средняя сумма технических убытков, приходящихся на од­но столкновение, происшедшее в темное время, примерно вдвое выше, чем в светлое.

В портах и на рейдах, где движение происходит на минималь­ных скоростях и с предельной осторожностью, различия в условиях плавания из-за времени суток не проявляются. Наиболее тяжелые столкновения происходят в открытом море, в проливах и на фарватерах, т. е. там, где суда имеют наиболее высокие скорости.  Из столкновений, причиной которых были неправильные дейст­вия судоводителей, тяжелее те, которые произошли в условиях ограниченной видимости и в темное время суток. Не анализируя подробно найденные различия, укажем только, что они наряду с другими причинами объясняются превышением скорости и повы­шенной трудностью наблюдения и оценки ситуации при плавании в темноте и в условиях ограниченной видимости, особенно в рай­онах интенсивного судоходства.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий