4.3/5 - (6 голосов)
Основные конструктивные элементы.
Основной частью гирокомпаса является чувствительный элемент, неподвижный относительно меридиана.
По конструкции чувствительного элемента все современные гирокомпасы делятся на одно- и двухроторные.
Появление двухроторных гирокомпасов было вызвано необходимостью устранения вредного влияния качки на гирокомпас. При помощи двух особым образом подвешенных гироскопов обеспечивается указанная выше стабилизация чувствительного элемента в горизонтальной плоскости.
Превращение свободного гироскопа в гирокомпас осуществляется для однороторных гирокомпасов преимущественно посредством жидкостного маятника; для двухроторных гирокомпасов посредством твердого маятника.
Затухание колебаний однороторных гирокомпасов осуществляется либо при помощи твердого маятника (типа «Сперри»), либо гидравлического успокоителя (типа «Браун»). В конструкциях двухроторных гирокомпасов применяется преимущественно гидравлический успокоитель.
Необходимой частью гирокомпаса является следящая система, которая предназначена для устранения вредных моментов сил трения в подвесе чувствительного элемента, а также используется для дистанционной передачи показании основного прибора гирокомпаса.
Современные однороторные гирокомпасы с торсионным (проволочным или ленточным) подвесом чувствительного элемента, как правило, имеют индукционную следящую систему, а двухроторные компасы с жидкостным подвесом чувствительного элемента – мостового типа на сопротивлениях.
Гиромоторы современных гирокомпасов обычно представляют собой асинхронные трехфазные электродвигатели с короткозамкнутой обмоткой ротора. Обороты гиромотора колеблются от 6000 до 30 000 об/мин в зависимости от конструкции гирокомпаса. Встречаются также однофазные гиромоторы индукционного типа (гирокомпас Арма).
Дистанционная передача показаний основного компаса на принимающие в современных конструкциях гирокомпасов осуществляется на переменном токе и представляет собой индукционную самосинхронизирующуюся систему.
В соответствии с типом гиромотора и синхронно-следящей системы гирокомпасы имеют различные источники питания. Обычно это многомашинные агрегаты, двигатель которых питается от судовой сети постоянного или переменного тока.
Краткое описание двухроторного гирокомпаса типа «Курс-4».
Суда морского флота России оборудованы за небольшим исключением двухроторными гирокомпасами типа «Курс».
На судах с бортовой сетью постоянного тока напряжением 110 в или 220 в устанавливаются гирокомпасы типа «Курс-3». На судах с бортовой сетью переменного тока напряжением 220 в или 380 в и частотой 50 гц устанавливаются гирокомпасы типа «Курс-4».
Гирокомпасы «Курс-3» и «Курс-4» отличаются друг от друга агрегатами питания и незначительными конструктивными особенностями.
Гирокомпас типа «Курс» состоит из основного прибора, агрегата питания, приборов управления и контроля, системы охлаждения, принимающих приборов.
Основной прибор гирокомпаса типа «Курс»
Рис. 4. Основной прибор гирокомпаса типа «Курс»: 1 — чувствительный элемент; 2 — следящая сфера; 3 — стол; 4 — коллектор; 5 — щеткодержатель со щетками; 6 — замыкатель ревуна; 7—термореле; 8 — змеевик охлаждения; 9— резервуар, 10— нактоуз, 11 — помпа ускоренного приведения в меридиан; 12 — подвижный штуцер; 13 — кабели питания прибора, 14 — балансировочный груз; 15 — карданные кольца, 16—колпак; 17—шланги охлаждения, 18—корректор (механизм 9).

СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ.
В состав комплекта системы входят:
а) 1М—основной прибор гирокомпасной системы для автоматического определения курса корабля;
б) 4Д, 4Д1 — пусковые приборы для пуска и выключения гирокомпаса;
в) 2,2К, 2K1—выключатели (переключатели) судовой сети;
г) приборы типа АМГ-4, АМГ-201—агрегаты для питания системы;
д) приборы управления гирокомпасом и сигнальные приборы: ЗК5 – трансляционный прибор; 8К2—усилитель; 9Б и 9В—трансляционно-усилительные приборы; прибор 5 – дающий поворота; прибор 17—выключатель затухания; прибор ЮМ—ревун с сигнальными лампами; прибор 29—пост-корректор;
е) приборы курсоуказания и контроля: репитеры — приборы типа 19, 33, 38, 28 для указания курса, воспринимаемого посредством синхронной передачи от основного компаса; приборы 20, 21, 35 для подвески репитеров; прибор 24—согласователь; приборы типа 27—переходные приборы; приборы, типа I, 15, ЗУ— разветвительные коробки и ящики с защитными устройствами; приборы типа 23—курсографы; приборы типа 32—выключатели; прибор 32Ц—переключатель курсоуказания; приборы 22А, ПГК-2—пеленгаторы; прибор 12М—циркуляционная помпа.
Примечание. Количество перечисленных приборов в системе определяется проектом корабля

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий