ИМО определило ряд районов с интенсивным судоходством, в которых доклады судов имеют
обязательный характер (как правило, для судов с опасным грузом на борту или танкеров) или
добровольны характер (“voluntary”). Традиционно к таким районам относится Английский канал,
в котором существует сразу несколько систем докладов: MAREP (покрывающий весь район), а
так же CALDOVREP, QUESSAR, MANCHEREP, а также новая система докладов, обязательная для судов, имеющих на борту груз тяжелой нефти – WETREP (The Western European Particulary Sensitive Sea Area), вступившей в силу с 01.07.2005. Подобные системы установлены и в других районах: побережье США, Австралии (REEFREP) при прохождении мыса Финистер (OffFinisterre), проливе Малака и Сингапур (STRAITREP), в проливе Бонифация, Финский залив
и т.д. Требования к таким системам, их географическим границам, обязательностью для той или иной группы судов, содержанием докладов установлены в ИМО Резолюции А.858(20), а также в дополнениях, подготавливаемых комитетом ИМО по безопасности судоходства.
С введением в действие системы AIS (Automatic Identification System) отпала необходимость в
докладах по УКВ при прохождении определенных точек, как это было ранее. Многие системы
контроля допускают автоматические доклады с использованием новой системы опознавания,
хотя некоторые страны оставили такое требование, но со временем с внедрением системы на
всех судах и построением сети береговых станций необходимость в таких докладах отпадет.
В соответствии с требованиями Правила 19 Главы XI-1 СОЛАС такое оборудование должно
быть установлено на всех судах от 300 тонн и выше до первого освидетельствования судна по
безопасности оборудования, которое будет проведено после 1 июля 2004 года, но не позднее
31 декабря 2004 года.
Более подробную информацию можно найти на официальном сайте ИМО www.imo.org в
разделе “Circular Letters”, “Safety of Navigation” (SN) и ”Maritime Safety Committee” (MSC).
Система AMVER.
Система AMVER, которая поддерживается United States Coast Guard, является уникальной компьютеризированной системой добровольных докладов судов для оказания помощи при проведении спасательных операций. Доклады судов, передаваемые через систему спутниковой связи ИНМАРСАТ, заносятся в компьютерную программу, которая по требованию сторон, участвующих в спасательных операциях и только в случае бедствия, выдает всю необходимую информацию.
По запросу система определяет оптимальное количество судов, которые находятся в
непосредственной близости от места бедствиями, информирует об этом Спасательный центр,
который руководит операцией по поиску и спасению, позволяя остальным судам в районе
продолжить свой путь. Следует помнить, что в случае бедствия, следует обращаться не в
AMVER, а в ближайший СКЦ.
Свои доклады могут давать любые суда под любыми флагами, но для более оперативной
работы системы вводятся ограничения, что размеры судов должны быть более 1000 тонн и
протяженность рейса более 24 часов.
Виды докладов:
• Sailing Plan – планируемый маршрут (в течении нескольких часов до или после отхода);
• Position Report – позиция (через интервал времени, не превышающий 48 часов);
• Final Arrival Report – приход в порт (в течении нескольких часов после прихода в порт);
• Deviation Report – изменения (при изменении маршрута следования).
Более подробную информацию о работе данной системы можно получить на www.amver.com.