Оценить

Важнейшим условием безопасного плавания судна в узкостях является тщательная подготовка к нему всего штурманского состава. Изучение районов узкостей производят по лоциям, наставлениям для плавания, картам и атласам течений, а при плавании на подходах к порту и в портах — по специальным наставлениям (правилам порта). Данные о фарватерах и рекомендованных курсах с соответствующими на них глубинами и колебаниями уровня воды при приливах и отливах следует сопоставлять с действующей осадкой судна. С наибольшей точностью рассчитывается время полной воды, если проход узкости лимитирован глубинами.

При несовпадении времени прохода узкости с временем наступления полной воды заранее выбирают места якорной стоянки для ожидания полной воды, если проход в малую воду невозможен. Если проход узкости возможен при любом уровне воды, то рекомендуется проходить данный район или участок в малую воду, так как в этом случае при отливе хорошо видны осыхающие навигационные опасности. При изучении средств навигационного оборудования, обеспечивающих безопасное плавание в узкостях, необходимо обратить внимание на особенности их окраски, топовые фигуры, сектора освещения, период и цвет огней и различные признаки знаков ограждения, мимо которых будет проходить судно; подобрать створы — ведущие и секущие (для определения точек поворота). Для определения места судна в первую очередь следует использовать штатное береговое ограждение, во вторую — ориентиры береговой черты и в последнюю очередь — плавучее ограждение. При проработке гидрометеорологических условий района плавания необходимо получить полную информацию о господствующих ветрах, течениях, осадках, возможных колебаниях уровня воды и образовании льда при низких температурах. Особое внимание уделяется изучению течений в узкостях. Течение может быть направлено под различными углами к линии истинного курса судна. Встречное течение увеличивает время прохождения узкости и значительно улучшает управляемость судна, а попутное уменьшает время плавания и ухудшает управляемость. Если течение действует под некоторым углом к курсу судна, то для корректирования курса необходимо точное знание элементов течения. Такое течение усложняет плавание в узкости и требует от судоводителя особого внимания. На рабочей карте узкости стрелками показывают направление предполагаемого течения с указанием его скорости. Детальное изучение течения позволит проложить безопасный путь судна на всем протяжении узкости и использовать элементы течения при исполнительной прокладке. Необходимо учитывать следующие обстоятельства: — При плавании против течения необходимо быть уверенным в том, что скорость судна больше скорости течения, иначе проход узкости невозможен. При расчетах поворотов необходимо учитывать снос судна от течения и смещение судна от оси фарватера (рекомендованного курса). — При плавании на попутном течении необходимо рассчитать действительную скорость судна. Если поворот с помощью руля на таком течении невозможен, то на карте в этом месте делается отметка о необходимых реверсах машинами или отдаче якоря. Для течения, действующего под каким-либо углом к линии заданного пути (ЛЗП), заранее рассчитывается угол сноса, который отмечают на карте. Наличие ветра представляет для судна определенную опасность как при подходе к узкости, так и в самой узкости. Суда с малой осадкой, большой парусностью и слабой машиной подвержены значительному сносу и поэтому при сильном ветре и волне проход узкости для них весьма затруднителен, а иногда и невозможен. В таких случаях судно должно стать на якорь или, дрейфуя перед входом в узкость, ждать улучшения погоды. Иногда для улучшения мореходных качеств судна принимают в танки или трюмы балласт, при этом следует учитывать возможное ухудшение управляемости судна под влиянием дифферента и крена. Ветровое волнение моря в узкостях, заливах и портах усложняет удержание судна на линии заданного пути. Готовясь вводить судно в узкость, необходимо учесть все неблагоприятные факторы гидрометеорологической обстановки. Если ухудшение гидрометеорологической обстановки происходит в момент плавания в узкости и есть опасение, что авария в таких случаях неизбежна, рекомендуется стать на якорь и ждать улучшения обстановки. Одновременно с детальным изучением района узкости производится подбор и подъем карт. На картах отмечают приметные береговые ориентиры, необходимые для визуальных обсерваций и обсерваций с помощью радиотехнических средств. Наносят зоны дальности видимости маяков с учетом высоты палубы ходового мостика, выделяют секторы опасных пеленгов, которые штрихуются. Наносят на свободных местах карт данные об огнях и ориентирах, приливно-отливных явлениях и изменениях глубин. Для обозначения запретных и опасных участков акваторий наносят ограждающие пеленги, расстояния и окружности, пересекать которые судну не следует. Ограждение изолинии должны быть по возможности параллельны направлению движения судна. На особо опасные участки плавания в узкостях рекомендуется заблаговременно нанести сетки изолиний, если нет специальных карт с нанесенными сетками.

В зависимости от предполагаемых способов определения места судна, сетки могут быть:

  • гониометрические — для определения места судна по горизонтальным углам;
  • азимутальные — для определения места по пеленгам;
  • стадиометрические — для определения места по измеренным расстояниям;
  • азимутально-стадиометрические — для определения места судна комбинированными способами.

Если плавание будет осуществляться по створам, — намечают естественные и искусственные створы с указанием их направлений для использования в процессе плавания. Комплекс указанной выше информации позволяет судоводителю составить обоснованный план производства обсерваций, счисления и управления судном при плавании в узкости. На базе изученного и подобранного материала с особой тщательностью выполняется предварительная прокладка для данного стесненного района плавания. Намеченные направления линии пути должны соответствовать курсам, рекомендованным лоциями, или совпадать с курсами, которые указываются створами, расположенными в узкостях. Над линией пути или под ней подписывают значения ПУ. Точки начала и конца поворотов наносят с учетом наличия течения, возможного дрейфа и маневренных элементов судна. Скорость судна на различных участках устанавливают, руководствуясь шириной, глубиной и извилистостью фарватера, а также местными правилами плавания. По этим данным рассчитывают продолжительность плавания на каждом курсе. На берегу выбирают приметные ориентиры, на траверзе которых начинают и заканчивают повороты с учетом радиуса циркуляции судна. Если узкость в местах поворота не позволяет описывать циркуляцию, то планируют реверсы машин или отдачу якоря для осуществления поворота на новый курс. При проходе узкости якорное устройство должно быть приведено в готовность к немедленному действию, а машина — к изменению режима работы или немедленной остановке. В районах, где судну придется следовать уменьшенным ходом, на карте делают отметку с указанием режима работы машины. Особо отмечают плавучее ограждение опасностей, служащее не для обсерваций, а лишь для общей ориентации. При перемене курсов на границе секторов освещения цветных огней не следует полагаться на то, что можно будет легко и быстро уловить момент перехода освещения огня от одного цвета к другомуДля таких поворотов следует заранее проложить пеленги границ секторов освещения и записать их компасное значение. Поворот на новый курс необходимо начинать в момент прихода судна на расчетный пеленг. При невозможности прохода узкости в ночное время следует заранее предусмотреть место якорной стоянки. Выбор места ночной якорной стоянки может производиться в соответствии с указаниями лоции и с таким расчетом, чтобы до него можно было дойти до наступления темного времени суток. Места якорных стоянок следует отметить пеленгами или расстояниями до ориентиров и сделать об этом отметку на карте. При выполнении предварительной прокладки необходимо помнить, что чем тщательнее и подробнее она выполнена, тем надежнее и безопаснее будет осуществлен проход узкости или стесненного участка. Перед проходом узкости (стесненного района) усиливают ходовую вахту, проверяют рулевое управление, исправность навигационных огней и средств сигнализации, якорное устройство готовят к немедленному действию, а машину переводят в маневренный режим. Во время плавания на мостике, как правило, находится капитан. По его указанию судовождение может осуществлять также старший помощник капитана.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий