Развитие электронной картографии
С началом широкого использования современных навигационных систем типа ГЛОНАСС / GPS и систем автоматической идентификации судов АИС-транспондер, необходимость использования современных информационных технологий в области морской картографии становилась все более очевидной. Осознав возникшую потребность, многие производители электронной аппаратуры (прежде всего систем радиолокационной прокладки – САРП и систем управления движением судов – СУДС) приступили к созданию собственных электронно-картографических систем. Первые системы использовали растровые электронные карты – сканированные копии бумажных источников. Основными недостатками растровых карт являются: невозможность автоматического контроля безопасности и существенные ограничения по настройке отображения картографической информации на экране компьютера (презентации электронной карты).
В месте с тем, необходимость использования электронных карт и соответствующих навигационных систем, основанных на единых стандартах, становилась все более очевидной. В 1987 году была учреждена Гармонизационная группа ИМО/МГО (IMO/IHO), которая занялась разработкой единого эксплуатационного стандарта на систему отображения электронных карт и информации (ECDIS – Electronic Chart Display and Information System), основывающегося на использовании векторных электронных карт.
ECDIS: стандарты и спецификации
Электронно-картографическая система может быть признана ECDIS системой, только если входящие в ее состав программное обеспечение и аппаратура, а также используемые электронные карты соответствуют всем ниже перечисленным требованиям:
IHO Special Publication S-57 – стандарт МГО (Международного Гидрографического Общества) на обмен гидрографическими данными. Описывает структуру данных и формат обмена между Гидрографическими Службами, производителями ECDIS, судовладельцами. В настоящий момент осуществляется переход от версии 2 документа (DX90) к редакции 3 (S-57 edition 3 от 3 ноября 1996 г.)
IHO Special Publication S-52 – спецификация на информацию, содержащуюся в электронных картах, а также перечисление требований по отображению данных. Редакция 5, декабрь 1996 г.
IMO Resolution A/817 – рабочий стандарт ИМО на ECDIS системы, перечисляет требования к программному и аппаратному обеспечению, электронным картам и цифровым корректурам. Дата издания: декабрь 1995 г.
IEC International Standard 61174 – требования к морскому навигационному и радиокоммуникационному оборудованию ECDIS-систем. Содержит описание методов проверки соответствия систем требованиям стандарта. Дата издания: 1998 г.
Помимо соответствия перечисленным выше требованиям, электронно-картографическая система должна пройти процедуру официальной проверки в уполномоченной организации.
Электронные картографические системы и ECDIS
Электронно-картографические системы, полностью удовлетворяющие требованиям ECDIS и получившие официальное подтверждение, могут стоить несколько десятков тысяч долларов. Более дешевой альтернативой являются электронно-картографические системы (ЭКС или ECS), которые либо не полностью соответствуют требованиям ECDIS, либо не прошли процедуру официального подтверждения соответствования. В отличие от ECDIS, ЭКС не могут служить официальной заменой традиционных бумажных карт, однако предоставляемые ими возможности могут оказать существенное подспорье судоводителю и повысить безопасность мореплавания.