Rate this post

Для многих лиц территория морского торгового порта представляет собой место исполнения своих трудовых (служебных) обязанностей. Исполнение служебных обязанностей понимается в широком смысле. Это исполнение обязанностей, вытекающих либо из трудовых отношений (стивидоры, докеры, работники агентства «Инфлот» и т. д.), либо из других оснований:

— воинских отношений (пограничники);

— административных (таможенники);

— учебных (студенты, курсанты, преподаватели морских учебных заведений);

— семейных (члены семьи моряка и его родственники, приглашенные им на судно во время стоянки судна в порту);

— гражданских (лица, находящиеся на территории порта и за ее пределами при выбросе вредных веществ и газов с судов-химовозов, при разливе нефти и т. д.).

В законе нет специальных положений относительно этих лиц. Поэтому ответственность причинителя вреда подчиняется общим условиям возникновения гражданской ответственности, т. е. чтобы действия причинителя вреда были виновными, противоправны ми, находились в причинной связи с наступившим результатом (ст. 444 ГК РСФСР). Иначе ответственность вообще наступить не может. Если вред причинен источником повышенной опасности, то от- ветственность его владельца перед потерпевшим регулируется правилами ст. 454 ГК РСФСР. Эта позиция отражена в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РСФСР по иску вдовы Б. к Диксонскому морскому порту и строительному управлению «Диксонстрой» о возмещении вреда понесенного в связи со смертью кормильца. Муж истицы работал шофером порта Диксон. На рабочем месте в обеденный перерыв совместно с другими работниками пил жидкость с запахом спирта Эту жидкость работники налили в ведро из бочки. Бочка принадлежала строительно-монтажному управлению “Диксон-строй». Хранилась возле гаража этого управления. Лица, пившие эту жидкость, включая мужа истицы, умерли от отравления. В определении судебной коллегии сказано: «… СМУ «Диксон-строй» утверждало, что принадлежащий ему дихлорэтан хранился на территории склада, имеющего круглосуточную охрану и был по хищен (фамилии работников порта)… суд этого обстоятельства не проверил, хотя оно и имеет существенное значение для правильного разрешения дела… Если дихлорэтан находился на территории охраняемого склада с соблюдением правил хранения таких веществ и был оттуда похищен, СМУ «Диксонстрой» не может отвечать за наступивший вред. Если же ответчиком не были обеспечены надлежащие условия для его хранения, то ответственность за причиненный вред может быть возложена как на лицо, использовавшее источник повышенной охраны, так и на его владельца». Точно такая же ситуация может произойти и на судне. Правовые последствия будут аналогичными. Для советских капитанов небезразлична информация об ответственности за причинение вреда здоровью береговых работников в иностранных портах. Особенно в странах англо-американского права. Наиболее часто и в наиболее крупных (миллионных) размерах предъявляются иски за причинение вреда береговым работникам в портах США После долгой эволюции законодательства практика судов США отошла от принципа абсолютной мореходности судна по отношению к береговым рабочие, установив ответственность судовладельца только за вину. (Акт о компенсации докеров и портовых рабочих 1927 г. с изменениями 1972 г.). Мера заботливости судовладельца по отношению к этой категории лиц сформулирована в решении Верховного суда США по делу т/х «Сантос». Суть спора состояла в следующем: грузчик работал в трюме. Получил повреждение в результате падения на него мешка с зерном. Мешок упал с палета из-за неисправности судовой лебедки, которой управлял береговой лебедчик. Суд изложил следующие критерии заботливости судовладельца в отношении грузчиков. До начала погрузки или выгрузки судна судовладелец обязан проявить разумную при данных обстоятельствах заботу о приведении судна и его оборудования в такое состояние, когда квалифицированный и опытный стивидор мог бы при проявлении разумной заботы осуществить грузовые операции с разумной безопасностью для людей и имущества. Судовладелец в лице капитана и экипажа обязан предупредить стивидора обо всех связанных с судном или его оборудованием опасностях, которые известны, или при проявлении разумной заботы должны быть ему известны, но неизвестны стивидору и не являются общеизвестными. После начала грузовых операций судовладелец отвечает перед стивидором, если: экипаж активно участвует в грузовых операциях и по его вине стивидору причиняется вред или если судно не проявляет должной заботы о том, чтобы оградить стивидора от опасностей, связанных с судном или судовым оборудованием, находящимся под активным контролем судна в ходе стивидорных операций. Однако судно не обязано осуществлять надзор за стивидорными операциями и не обязано выявлять и устранять опасные условия, возникающие в ходе грузовых работ и известные стивидорам. В такой ситуации судно обязано вмешаться лишь при условии, если решение стивидоров продолжать работу, невзирая на наличие опасных условий, явно неразумно. Судно в принципе имеет все основания полагаться на компетентность и опыт стивидорной компании, на которую законом возложена обязанность обеспечить своих служащих безопасным местом. Можно ли возложить на судовладельца ответственность за вред, причиненный стивидору в ходе выгрузки груза из-за его ненадлежащей укладки или крепления по вине стивидоров в порту погрузки? Американский суд пришел к выводу, что судно обязано принимать меры по защите стивидоров от неизвестных им опасных условий, созданных стивидорами в порту погрузки, если судно при проявлении разумной заботливости могло устранить эти условия или предупредить стивидоров, осуществляющих выгрузку. Для этого администрация судна до начала выгрузки должна тщательно осматривать груз в целях выявления опасных условий. В случае даже частичной вины судна, при одновременной вине стивидорной компании, судовладелец обязан полностью возместить ущерб пострадавшему. Только вина самого потерпевшего может уменьшить сумму компенсации, подлежащей взысканию с судовладельца. При наступлении смерти стивидора вследствие вины судовладельца и его служащих, право требовать возмещения вреда принадлежит родственникам погибшего, находившегося хотя бы в какой-то мере на его иждивении. Это — супруга, дети и родители пострадавшего. Затем — дедушки, бабушки и внуки, и далее — братья, сестры, дяди и тети. Понятие «иждивенец» толкуется очень широко. Достаточна, например, эпизодическая денежная помощь или снабжение питанием, и т. п. Кроме этого, право на возмещение может переходить к наследникам погибшего. В размер вознаграждения могут быть включены разумные расходы на похороны, установление памятника и подобные расходы. Возмещение, как правило, присуждается не в виде пенсии, а в единократной сумме. Возмещение за причинение вреда жизни и здоровью людей достигает весьма крупных сумм. По статистике клубов взаимного страхования, убытки судовладельцев по этой статье на втором месте после убытков по грузу. Опыт работы советских судовладельцев и клубов взаимного страхования позволяет обобщить и дать здесь в сокращенном виде ряд рекомендаций для предотвращения или правильного оформления несчастных случаев с береговыми работниками. 1. Все судовые помещения и судовое оборудование, предназначенное для грузовых работ или для доступа к ним, должны быть осмотрены экипажем до начала работ совместно с представителями стивидоров. Все обстоятельства, которые могут создать угрозу безопасности людям, должны быть устранены. Результаты осмотра и фамилии осматривающих, особенно представителя стивидоров, должны быть записаны в судовой журнал. Желательно составить акт об осмотре с подписью представителя стивидоров. 2. Осуществляя наблюдение за стивидорными работниками, судовая администрация при возникновении ситуации, которая может повлечь несчастный случай (например, разлив масла на палубе), должна немедленно принять меры по ее устранению. Входе такого наблюдения судовая администрация не должна участвовать в руководстве или активном контроле за стивидорными операциями. Однако, если стивидоры применяют явно опасные методы работы, необходимо немедленно сообщить об этом лицу — руководителю стивидорных работ. 3. Если судовая администрация получает от стивидоров сообщения о том, что судовое оборудование функционирует ненадлежащим образом или на судне возникли другие обстоятельства, угрожающие безопасности работ, то должны быть приняты необходимые меры. 4. С лицами, осуществляющими руководство стивидорными работами, судовая администрация должна договориться о том, что они немедленно сообщает ей о всех несчастных случаях. Если таких сообщений не было, то желательно об этом получить письменное подтверждение. 5. При наступлении несчастного случая судовая администрация обязана обеспечить проведение осмотра места происшествия с его фотографированием, составлением необходимых зарисовок и схем, необходимо немедленное выявление свидетелей несчастного случая как со стороны команды, так и стивидоров и других лиц с фиксированием их имен, а также всех возможных доказательств. При необходимости надо вызвать как судового, так и берегового врачей для освидетельствования состояния пострадавшего. Немедленно на борт судна вызывается агент и корреспондент клуба. По согласованию с ними вызывается также адвокат. Одновременно о происшествии сообщается в пароходство. В дальнейшем действия администрации согласовываются с пароходством и корреспондентом клуба.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий