80 лет назад со стапелей датской верфи “Бурмейстер и Вайн” сошел легендарный пароход «Челюскин», построенный по заказу Совторгфлота. Судно предполагалось использовать для обслуживания линии Владивосток – Колыма. По Северному морскому пути всего за одну навигацию он должен был прийти в порт приписки. Организатором и руководителем экспедиции стал профессор О.Ю. Шмидт. Капитаном назначили В.И. Воронина. В июле 1933 года пароход Челюскин вышел из Ленинграда и взял курс на Мурманск.
13 августа в Карском море судно вошло в покрытые льдом воды. Поначалу его сопровождал ледокол “Красин”, но потом идти во льдах уже пришлось самостоятельно. 18 сентября пароход зажали тяжелые льды, дрейфующие по направлению к Берингову проливу. Через две недели пароход по трещине перешло в ледяное поле, дрейфовавшее в нужном ему направлении и пришел в Беринговый пролив, но попал в сильное течение. Оно потащило его обратно в Чукотское море и отнесло за 70 миль от пролива.«Челюскин» 4 месяца был дрейфующей научной станцией. 13 февраля 1934 года льды прорвали обшивку корпуса, вода залила машинное отделение. Команда судна переправила на лед имеющийся аварийный запас и успела сойти с парохода. «Челюскин» ушел под воду вертикально, через 2 часа с небольшим после прорыва корпуса. Он до сих пор покоится в Чукотском море на глубине 50 метров.
«Челюскин» — советский пароход. Был построен в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля «Лена») и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда – “усиленный для навигации во льдах” (+100 A1 strengthened for navigation in ice). В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесен к судам ледокольного типа (the ice breaking type). Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн.
Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательное плавание — 6 мая 1933 г. В первое плавание в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 г. под названием «Лена». В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 г. Пароход «Лена» переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название — «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя севера С. И. Челюскина.