Для отнесения убытков к общей аварии необходимо, чтобы расходы и убытки были: намеренными; разумными; чрезвычайными;
понесенными в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности.
При этом опасность, угрожающая судну, грузу и фрахту, должна быть реальной и достаточно серьезной.1. Намеренный характер убытков и расходов. Под намеренными убытками при общей аварии понимают убытки, возникшие не от случайных причин, а в результате сознательных действий человека. Убытки не признаются общей аварией, если они причинены действиями, от которых можно было отказаться или которые возникли помимо воли человека. К примеру, убытки, причиненные намеренной, добровольной посадкой судна на мель в целях его спасения, будут отнесены к общей аварии в отличие от убытков, причиненных случайной посадкой судна на мель в результате ошибки судоводителя, которые относятся в частной аварии.
Проходя проливом судно ударилось о подводные камни, в результате чего получило пробоину. В трюмы стала интенсивно поступать вода. Принятые меры по заделке пробоины положительных результатов не дали. В этих условиях для спасения судна и груза капитан принял решение намеренно посадить судно на отмель с безопасным илистым грунтом. С мели судно было снято спасательными судами. Рассмотрим, какие убытки в этом случае можно отнести на общую аварию, а какие на частную. Поскольку все повреждения корпуса возникли при случайном ударе судна о камни, все убытки, связанные со стоимостью ремонта указанных повреждений, были отнесены на частную аварию. Остальные убытки можно отнести к общей аварии.
2.Разумный характер убытков и расходов. Одно из необходимых условий отнесения убытков и расходов к общей аварии их оправданность с точки зрения сложившейся ситуации.
Когда судно для приобретения якорь-цепи отклонилось от намеченного курса и потеряло более семи суток времени, в результате чего судовладелец понес дополнительные расходы, маловероятно, что такие расходы будут признаны разумными.
З.Чрезвычайный характер убытков и расходов. Чрезвычайными убытками и расходами признаются таковые, которые обычно не возникают в обстановке нормального судоходства при нормальных условиях. Такие убытки и расходы должны носить необычный, экстраординарный характер.
4. Причинение убытков в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности.
Как правило, большинство возникающих на море опасностей не может угрожать только судну, все они в конечном счете угрожают и находящемуся на нем грузу.
Исключения крайне редки. Классическим примером является случай, когда перевозимые на судне животные заболевают заразной болезнью и в целях спасения здоровых животных заболевших выбрасывают за борт. В этом случае, возникшие убытки не могут быть отнесены к общей аварии, поскольку опасность угрожала только грузу.
5.Характер опасности. Для того чтобы понесенные убытки и расходы могли быть отнесены к общей аварии, необходимо, чтобы угрожающая опасность была реальной и достаточно серьезной. Необязательно, чтобы опасность была неизбежной или непосредственной.
Например, судно днищем коснулось подводного препятствия. Капитан, не зная истинных размеров повреждения, тем не менее принимает решение зайти в ближайший порт. Такие действия могут быть признаны разумными, а опасность, угрожающая судну и грузу вполне реальной и достаточно серьезной, хотя и нельзя назвать ее неминуемой.