Это Правило содержит определения, которые являются общими для всего текста МППСС.
(a) Слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда, экранопланы и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
(b) Термин «судно с механическим двигателем» означает любое судно, приводимое в движение механической установкой.
(c) Термин «парусное судно» означает любое судно под парусом, включая имеющие механическую установку, при условии, если она не используется.
(d) Термин «судно, занятое ловом рыбы» означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относится к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.
(e) Слово «гидросамолет» означает любой летательный аппарат, способный маневрировать на воде.
(m) Термин «экраноплан» означает многорежимное транспортное средство, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит в непосредственной близости от поверхности, используя экранный эффект.
(f) Термин «судно, лишенное возможности управляться» (ЛВУ) означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
Под исключительными обстоятельствами можно понимать:
– повреждение или неисправность двигателей, движителей, устройств рулевого управления или других механизмов, обеспечивающих движение судна или управление им;
– повреждения корпуса, вследствие чего судно не может маневрировать;
– воздействие на судно внешних факторов, которые затрудняют или полностью лишают судно возможности выполнять правила.
В любом случае капитан судна должен доказать правомерность использования знаков и огней, предписанных правилом 27 (два черных шара – днем, два красных огня – ночью).
(g) Термин «судно, ограниченное в возможности маневрировать» (ОВМ) означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
Этот термин охватывает следующие суда:
– судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;
– судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами;
– судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;
– судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;
– судно, занятое работами по устранению минной опасности;
– судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.
(h) Термин «судно, стесненное своей осадкой» (ССО) означает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубиной и шириной судоходных вод существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует.
Основные факторы, которые должны учитываться судоводителем при использовании знаков и огней ССО:
– наличие водного пространства для маневрирования, вследствие недостаточной глубины моря в районе плавания (мелководье);
– прохождение мелководного канала, предназначенного для крупнотоннажных судов с большой осадкой.
(i) Термин "находу" означает, что:
• судно НЕ стоит на якоре;
• судно НЕ ошвартовано к берегу или к другому судну, стоящему у причала;
• судно НЕ стоит на мели.
Согласно п. 2 Руководства и в соответствии с правилом 35(b) термин "на ходу" может иметь два значения:
– судно "на ходу, имеющее ход относительно воды";
– судно "на ходу и не имеющее хода относительно воды".
(j) Слова «длина» и «ширина» судна означают его наибольшую длину и ширину.
(k) Суда должны считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого.
(l) Термин «ограниченная видимость» означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам. На практике считается, что условия ограниченной видимости наступают, если видимость уменьшается до 2 – 3 миль.