Обвал рынка приведет к тому, что в течение ближайших месяцев владельцы и операторы балкеров начнут разоряться, уверены в Fearnley Fonds ASA. He говоря про общемировой кризис, в бал-керном секторе есть и другая очень веская причина опасаться дальнейшего ухудшения: ведь в период до 2010 г. мировой флот балкеров получит огромное количество новых судов, заказанных в последние годы. Fearnley Fonds ASA считает, что потребуется, фигурально выражаясь, еще один Китай для того, чтобы обеспечить их всех работой. В самом тяжелом положении оказались те, кто отфрахтовал суда в долгосрочные тайм-чартеры — в настоящее время они теряют в сутки десятки и сотни тысяч долларов, так как брали эти суда по фиксированным рекордно высоким ставкам. Фрахтовые фьючерсы (forward freight agreements) показывают, что в 2009 г. «кейпсайзы» будут зарабатывать в среднем 24 500 долл./сут., в 2010 г. — 23 тыс. долл./сут. (в мае 2008 г. ставки доходили до 230 тыс. долл./сут.). Стоимость новых «кейпсайзов» упала за несколько месяцев прошлого года в два раза. Мировой флот насчитывает около 800 таких балкеров, приблизительно 30-40 из них уже поставлены на прикол в ожидании лучших времен. МАПы Сингапура и других портов рассматривают заявки судовладельцев на постановку на прикол все новых «кейпов», владельцы и операторы не могут найти им работу или не соглашаются работать по предлагаемым ставкам.
Эксплуатационные расходы по «кейпсайзам» составляют в среднем 7000-8000 долл./сут., па-намаксы обходятся в 5000-6000 долл. Однако операторы стали ставить суда на прикол, когда ставки упали ниже 13000 долл./сут. — эта планка считается нулевой.