Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.
Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.
Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.
С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.
В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.
Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.
Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.
Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Для крещения судов предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.
Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».
Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.
На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.
Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.
Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.