Rate this post

Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.
Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.

Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.
С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.
Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.
Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.

Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Для крещения судов предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.
Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.
На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.

Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.
Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.

В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий