Спасательное судно (СС) “Эпрон” под командованием капитана 3 ранга Дениса Будыша 12 июня вернулось в Севастополь из двухмесячного дальнего похода. Спасательное судно “Эпрон” в составе отряда кораблей Черноморского флота представило Российскую Федерацию на международных учениях по поиску и спасению аварийных подводных лодок “Болд Монарх-2011” у берегов Испании. В ходе учений спасатель на практике отработал стыковку водолазного колокола с различными проектами иностранных дизельных подводных лодок и осуществил вывод подводников из ПЛ, лежащих на грунте. За одним из эпизодов учений с борта “Эпрона” наблюдали начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель министра обороны генерал армии Николай Макаров, начальник главного штаба Военно-морского флота адмирал Александр Татаринов и председатель Военного комитета НАТО адмирал Джиампаоло Ди Паоло. По окончании учений СС “Эпрон” и подводная лодка “Алроса” отработали ряд задач в Атлантическом океане. Выступая на торжественном митинге, посвященном возвращению СС “Эпрон” из дальнего похода, командующий Черноморским флотом контр-адмирал Александр Федотенков отметил профессиональные действия экипажа, который достойно представил на международных учениях российских моряков-черноморцев. Командующий флотом поздравил моряков с благополучным возвращением в родную базу и по сложившейся традиции вручил командиру спасателя жареного поросёнка. В соответствии с приказом командующего флотом весь экипаж спасательного судна был награжден знаками “За дальний поход”.
Справка:
ТТД:
Водоизмещение: 3380 т.
Размеры: длина – 89,7 м, ширина – 14 м, осадка – 5,1 м.
Скорость хода максимальная: 17,8 узлов.
Дальность плавания: 10500 миль на 11 уз.
Силовая установка: дизель-электрическая, 4 дизель-генератора 3Д-100М по 1375 КВт, 2 электромотора ПГ-215 по 2570 КВт, мощность полного хода 7000 л.с., 2 вала.
Вооружение: зарезервированы места для установки двух спаренных 57-мм АУ ЗИФ-31Б.
Специальное снаряжение: лебедка 25 т, грузовая стрела 12 т, битенг – два по 200 т, мощность водоотливных средств 3600 куб.м/час, семь стволов для пожаротушения производительностью по 220 куб.м/ч, водолазнык колокол ВК для глубин до 800 м, водолазный колокол СК-64 для глубин до 500 м, рабочая камера РК-680 для глубин до 450 м, наблюдательная камера НК для глубин до 300 м.
Экипаж: 135 чел.
История судна:
Спасательное судно пр.527М
Боевая служба в удаленных районах потребовала наличия в составе сил обеспечения не только морских буксиров, но и спасательных судов (СС), способных оказать эффективную помощь кораблям в аварийных ситуациях. Строившиеся в середине 50-х гг. морские буксиры позволяли проводить ограниченные по объему спасательные работы и на небольших удалениях от системы базирования. Решать вопросы спасения подводных лодок эти суда практически не могли.
Поэтому в 1953 г. ВМФ было выдано TTЗ в Западное ПКБ на разработку универсального спасательного судна пр.527. Главным конструктором был назначен Н.Г.Лощинский, главным наблюдающим от ВМФ В.М.Сухоруких.
Судно было оснащено водолазными и спасательными колоколами, рассчитанными для работы на глубинах до 200м, оборудованием для производства водолазных работ на глубинах до 60 м и другим спасательным снаряжением. Имелись стационарные и переносные средства водоотлива общей производительностью до 3600 мЗ/час, два пожарных насоса и 7 лафетных стволов, системы водяной завесы и пенотушения, буксирная лебедка с тяговым усилием 25 тс. Полное водоизмещение достигло 3 090 тонн. Скорость полного хода 18 8 узлов, а со скоростью 11 узлов дальность плавания достигала 10 500 миль, автономность 35 суток. Главная энергетическая установка дизель-электрическая в составе 4-х дизель-генераторов постоянного тока мощностью по 1 375 кВт и двух гребных электродвигателей мощностью по 2 570 кВт. Головное спасательное судно было построено в Николаеве в 1959 году.
Увеличение глубины погружения подводных лодок привело к необходимости создания модифицированного спасательного судна пр.527М, способного работать на глубинах до 500 м. Этот проект разрабатывался в том же ПКБ, но главным конструктором был М.К.Горшков, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Н.И.Головнев.
В результате модернизации были установлены ГАС для поиска подводных объектов, ГАС подводной связи и стоповая телевизионная аппаратура МТ-60. Полное водоизмещение достигло 3 330 тонн, а скорость снизилась на 1 узел.
Головной спасатель по пр.527М был построен в 1965 году. Всего было построено 9 спасателей
пр.527, 527M.
Судно было заложено в Николаеве на судостроительном заводе им. 61 коммунара по пр.527, заводской №1601 весной 1957 г. В состав Черноморского флота судно вошло 25.10.1959 г. под названием “СС-26” (Спасательное Судно – 26), подняв флаг аварийно-спасательной службы ВМФ. Впоследствии судно было модернизировано по пр.527М.
Судно входило в 158-й дивизион аварийно-спасательной службы (АСС) ЧФ.
На судне установлены две навигационные РЛС “Дон”, а так же ГАС поиска подводных объектов МГА-6. Судном обеспечивается буксировка судов водоизмещением более 15 тыс. т. В его четырех соединяющихся между собой барокамерах могут одновременно проходить декомпрессию до 48 человек.
Судно принимало участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах, в которых участвовал Черноморский флот:
1972 – участие в работах по снятию военного транспорта “Иргиз” с мели у о.Мармара;
1974 – работы на месте гибели БПК “Отважный”;
2003 – обследование у Варны (Болгария) погибшей ПЛ “Щ-211”.
В 1977 году впервые в ВМФ спасательное судно “Эпрон”, а не боевой корабль, было объявлено лучшим кораблем флота
В 1984-1990 гг. на судоремонтном заводе им.С.Орджоникидзе прошел капитальный ремонт. Судно проходило ремонт с прицелом на последующую продажу ВМС Индии, однако после окончания ремонта судно осталось в ВВМФ СССР.
В 2005 году на судне был установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат “Тайгер”.
Переименования корабля: с 1989 г. – “ЭПРОН”.
В разное время судном командовали:
– капитан 3 ранга И. Демидов;
– капитан 3 ранга Пальчиков В.Л. (1975-1976);
– капитан 3 ранга Юрганов В.В. (1976-1978);
– капитан 3 ранга Гагин Ф.С. (1978-1982);
– капитан 3 ранга Кирпичев А.П. (1982-1989);
– капитан 3 ранга Деев П.П. (1989-1993);
– капитан 3 ранга Моисеев В.В. (1993-1994);
– капитан 3 ранга Власенко С.И. (1994-1997);
– капитан 3 ранга Шайхутдинов Д.Г. (1997-2001);
– капитан 3 ранга Игнатов (2001-по н.в.).