Управление судном при плавании в штормовую погоду до сих пор остается тяжелой и ответственной задачей, требует от судоводителя знания и учета всех видов воздействия штормовых условий на судно (трагические примеры: т/х «Тикси», «КСМ Находки», Механик Тарасов», т/к «Находка»).
Судоводитель должен всегда помнить о том, что пренебрежение какой-либо мерой предосторожности может привести к тяжелым последствиям. Хорошая морская практика требует от судоводителя выполнения многочисленных важнейших условий по подготовке судна к плаванию в шторм.
Подготовка судна начинается с момента получения рейсового задания. Составление грузового плана предусматривает обеспечение общей и местной прочности корпуса судна и его мореходных качеств как на момент выхода из порта, так и во время рейса. Перед выходом судна в рейс необходимо тщательно провести анализ предстоящий погодных условий рейса по всей имеющейся информации.
Подготовка перед выходом в рейс:
- внешний и внутренний осмотр корпуса и переборок;
- проводится проверка судовых устройств и систем;
- проверяются люковые закрытия на герметичность;
- особый контроль по укладке груза, особенно креплению палубного груза;
- ликвидируют наличие свободных поверхностей в танках и цистернах;
- проверяют льяла и исправность (доступ) водомерных трубок;
- другие меры, зависящие от конструктивных особенностей судна.
Подготовка судна при получении штормового предупреждения на район плавания:
- проверяют закрытие трюмов;
- проверяют крепление палубного груза;
- проверяют крепление грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепляют по штормовому судовое имущество по заведованиям ответственных;
- якорь дополнительно берут на стопора;
- проводят цементирование якорных клюзов;
- задраивают люки, двери, иллюминаторы;
- проверяют чистоту шпигатов;
- трюмные вентиляторы разворачивают по ветру и закрывают чехлами;
- обеспечивают свободный и безопасный проход по верхней палубе;
- другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.
В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды.