Развитие Советских стратегических подводных ракетоносцев второго поколения в 1969-1980 г. шло в направлении повышения дальности их ракетного вооружения. Новый ракетный комплекс Д-9, находящийся в разработке с 1963 года, должен был обладать дальностью, в три раза большей, чем Д-6.Разработка корабля, получившего проектный номер “667Б” и шифр “Мурена”, велась в ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева с 1965 г. По западной классификации ПЛАРБ проекта 667Б получили обозначение Delta.
Конструкция – двухкорпусная ПЛ с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Корпус, разделен на 10 водонепроницаемых отсеков. По сравнению с Р-27 длина новой БР увеличилась на 40%, диаметр корпуса – на 20%. Для того, чтобы “втиснуть” новый комплекс в уже существующий корпус лодки, пришлось сократить число ракетных шахт с 16 до 12. Из-за большей длины ракет обтекатель ракетных шахт стал более высоким, а силуэт лодки приобрел характерный “горб” Длина корабля несколько увеличилась. В состав ракетного комплекса Д-9 вошли 12 двухступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29 (4К75, РСМ-40, западное обозначение – SS-N-8) с максимальной дальностью стрельбы до 7800 км. Длина МБР составила 13,435 м, диаметр корпуса – 1,8 м, стартовая масса – 33,3 т, забрасываемая масса 1,1 т, мощность БЧ -1 мт. Головная часть сначала моноблочного типа, затем с разделяющимися зарядами. Ее производство осуществлялось Красноярским машиностроительным заводом в кооперации с другими предприятиями Сибири. Ракета Р-29 была выполнена на тех же технических принципах, что и предшествующая БР типа Р-27. Однако на ней был реализован ряд передовых технических решений. В частности, двигатель второй ступени был утоплен в бак окислителя первой ступени, что позволяло создать компактную конструкцию. Бортовая аппаратура системы управления ракеты имела в своем составе цифровую вычислительную машину. Для обеспечения необходимой точности при возросшей дальности стрельбы инерциальная система управления ракетой была дополнена бортовой системой азимутальной астрокоррекции плоскости полета по звездным ориентирам, разработанной в НИИА, НИИАП и НПО “Геофизика”, позволяющей уточнять по звездам положение ракеты в пространстве и корректировать направление ее движения. Круговое вероятное отклонение составило 1500 м. Пуск ракет мог выполняться из подводного положения с глубины 55 м при скорости лодки до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов как залпом всего боекомплекта, таки одиночными ракетами. Допускалась ракетная стрельба как из подводного, так и из надводного положения, при нахождении корабля в базе (такая возможность обеспечивалась межконтинентальной дальностью ракеты). Р-29 была оснащена средствами преодоления ПРО противника. Легкие ложные цели в сложенном состоянии размещались в специальных цилиндрических контейнерах, вваренных в бак горючего второй ступени.
В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной МБР Р-29Д, обладающей дальностью, увеличенной до 9100 км, а также повышенной точностью (КВО порядка 1000 м). Комплекс Д-9Д был установлен на нескольких лодках проекта 667Б в ходе их капитального ремонта и модернизации. В 1986 году была вновь проведена модернизация комплекса.
В носовой части подводной лодки располагалось четыре 533-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом из 12 торпед, а также два 400-мм ТА для ГПД МГ-44. ТА оснащена устройством быстрого заряжения.
Корабль оснащался БИУС “Восход” с корабельной цифровой вычислительной системой “Альфа”, решающей стрельбовые задачи. Предстартовая подготовка и производство самого старта осуществлялись в автоматическом режиме. Совершенствование системы управления ракетной стрельбой позволило в пять-семь раз сократить время предстартовой подготовки. Д-9 стал первым в мире всеширотным ракетным комплексом. Для РПКСН проекта 667Б была создана система защиты ракет от несанкционированных действий, обеспечивающая осуществление пуска только после получения приказа Верховного командования.
Подводная лодка получила навигационный комплекс “Тобол-Б”, включающий аппаратуру космической навигационной системы “Циклон-Б” и обеспечивающий все исходные данные для проведения подготовки и пуска ракет. Средства радиосвязи, были интегрированы в единый комплекс. Корабль получил и автоматическую систему космической связи “Молния”. На атомоходе установили гидроакустический комплекс “Керчь”. ПЛАРБ оборудована всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине.
Главная энергетическая установка мощностью 52.000 л. с. включала два водо-водяных реактора ВМ-4Б и две паровые турбины ОК-700 с турбо-зубчатыми агрегатами ГТЗА-635. Имелись два дизельгенератора ДГ-460 и два электродвигателя экономичного хода (2х260 л.с.). Перезарядка ядерным горючим предусмотрена через 5.5 лет.
Для снижения гидроакустической заметности корабля была введена двухкаскадная амортизация виброактивных механизмов паротурбинной установки.
Большие меры были приняты для обеспечения комфортности размещения экипажа.
Строительство серии из 18 атомных подводных лодок проекта 667Б велось на Севмашпредприятии в г. Северодвинске, где было построено 10 ПЛАРБ, а также на заводе им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре), построившего восемь кораблей.
Головной корабль проекта 667Б – поступил в 1972 г. на вооружение дивизии стратегических подводных лодок СФ, базирующейся в бухте Ягельная. Новые подводные лодки поступили в сформированную 41-ю дивизию. В 1974 году новое соединение было перебазировано в Гремиху, войдя в состав 11-й флотилии подводных лодок. На ТОФ атомоходы проекта 667Б вошли в состав 25-й дивизии стратегических подводных лодок, базирующейся на Камчатке. В конце 70-х годов часть ракетных подводных крейсеров стратегического назначения была переведена на базу Павловское в Приморье. В 1994 году началось постепенное списание лодок проекта 667Б. Неожиданно у этих кораблей появилась перспектива “второго рождения”. На одном из заседаний Совета безопасности России, состоявшемся в конце 1999 года, было рассмотрено и получило одобрение предложение об использовании выведенных из боевого состава флота РПКСН в качестве грузовых подводных судов для использования в Арктике. Реализация идеи арктической подводной магистрали для транспортировки твердых и жидких грузов уже ведется по нескольким направлениям.