ВФШ представляет собой винт с фиксированными лопастями – цельнолитой или со съемными лопастями. При управлении судном с ВФШ изменение хода с ПХ на ЗХ производится реверсом двигателя. В зависимости от типа двигателя реверс занимает от 15 до 40 сек. У судна с ВФШ при движении на ПХ нос идёт вправо.
ВРШ состоит из винта с поворотными лопастями, гребного вала, механизма изменения шага, энергетической системы, дистанционной системы управления. Реверс судна на 30-40% быстрее, без остановки ГД. При работе на ПХ судно ведёт себя также с ВФШ и ВРШ., а при работе на ЗХ влияние винта на управляемость отличается.
Основной маневр для возвращения к месту падения человека – это поворот на 60° с последующим выходом на контр курс (манёвр Вильямса). При небольшой скорости и возможности быстрого реверса и в других случаях, когда при конкретных условиях погоды обеспечивается постоянное наблюдение за человеком в воде, возможно использование -маневра, поворачивая на 240° (манёвр профессора Шарнова). Схема манёвра Вильямса даётся в типовой таблице маневренных элементов. Как раз этот манёвр обязательно отрабатывается на учениях.