Обязанность судов откликаться на сигналы о помощи и оказывать ее является одной из старейших традиций мореплавания, которая получила закрепление в Международном праве.
Согласно резолюции IMO касающихся Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности ( Global maritime distress and safety system- GMDSS) и ст 12(2) конвенции об открытом море ( все прибрежные государства должны способствовать организации и содержанию соответствующей эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем , а также заключать с этой целью в необходимых случаях региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами).
С этой целью IMO подготовила и издала Руководство по поиску и спасению на море ( search and rescue manual ) – IMOSAR.
Существует также Руководство для торговых судов по поисково-спасательным работам
( Merchant ship search and rescue manual )- MERSAR/
Установлены поисково- спасательные районы , в пределах которых поиск и спсение людей , терпящих бедствие , организуется спасательно координационными центрами (RCC) и подчиненными им координациооными ( Mission Control Center) и спасательными центрами ( National/ International Networks – NCC ) различных государств .
В экстремальных ситуациях дальнейшее развитие событий и успех в ликвидации их причин и последствий во многом зависят от правильности первоначальных действий лица , имеющего полномочия принимать решения.
Зачастую бремя принятия таких решений падает не на самого опытного командира(капитан) , а на вахтенного помощника . И порой из-за неправильных первоначальных действий и решений , еще до принятия командования капитаном , выход из экстремальной ситуации обречен на неудачу.
Поэтому представляется актуальным разработка перечня необходимых процедур первого момента в соответствии со стандартами МКУБ для различных сложных ситуаций.
На судне Contingency Plan – для наработки стереотипов действий .