Ни один из применяемых на практике способов уничтожения девиации магнитного компаса не обеспечивает абсолютно полного ее устранения. Даже после очень тщательного уничтожения у компаса сохраняется остаточная девиация. Это объясняется несколькими причинами.
Одной из них являются ошибки, допускаемые при уничтожении девиации самим наблюдателем. Сюда относятся ошибки в подведении отсчетов картушки под призму при операциях с магнитами, ошибки в отсчете величин сил, измеряемых дефлектором, ошибки при взятии отсчетов по шкале инклинатора, погрешности вычислений и т. д. Другим источником ошибок в уничтожении девиации являются погрешности приборов: эксцентриситет картушки компаса, неверное расположение главных делений её шкалы, застой картушки, погрешности пеленгатора, неправильное взаимное расположение измерительного и вспомогательного магнитов дефлектора Колонга, плохая подгонка дефлектора к пеленгатору, застой магнитной системы инклинатора, неверное расположение пазов для кареток с магнитами на трубе девиационного прибора и ряд других инструментальных погрешностей. При большой начальной величине девиации компаса значительное влияние на точность ее уничтожения оказывает ошибка в курсе судна. Наконец, следует заметить, что при разработке некоторых способов уничтожения девиации с целью их упрощения принимают определенные допущения: не учитывается полностью или частично ряд факторов, от которых в известной степени зависит точность результатов уничтожения.
После тщательного уничтожения всех видов девиации опытным девиатором или штурманом ее остаточная величина обычно бывает около 1—2°.
Такую девиацию нельзя считать пренебрежимо малой, ее необходимо учитывать при переводе и исправлении румбов.
Допустимая величина остаточной девиации главного компаса указывается в «Наставлении по организации штурманской службы на судах».
Рабочим документом, пользуясь которым судоводитель производит перевод магнитных курсов и пеленгов в компасные и наоборот, является таблица остаточной девиации, вычисляемая девиатором или штурманом. В ней приводятся значения девиации компаса для 24 или же 36 компасных курсов. Вычисление таблицы — такая же важная часть девиационных работ, как и уничтожение девиации. Более того, если ошибка в уничтожении девиации скажется лишь в том, что остаточная девиация будет иметь несколько большую величину, чем обычно, например вместо 1° она достигнет 3°, то ошибка в составлении таблицы может повлечь за собой очень серьезные последствия вплоть до аварии судна.
Таблицу остаточной девиации вычисляют заново каждый раз после уничтожения девиации, даже если уничтожались не все виды девиации, а только одна какая-либо из них, например полукруговая, четвертная и т. д. Кроме того, таблицу приходится иногда вычислять или исправлять в море, когда поправки компаса, определенные по наблюдениям, показывают, что девиация по каким-либо причинам изменилась, и, следовательно, прежней таблицей пользоваться уже нельзя.
Казалось бы, что для составления таблицы остаточной девиации достаточно записать в соответствующие ее графы результаты наблюдений девиации, выполненных одним из навигационных или астрономических способов на 24 или 36 компасных курсах. Однако такой способ составления таблицы на практике не применяется, так как для определения девиации на столь большом числе курсов потребовалось бы очень много времени, особенно при работе на крупнотоннажных судах. Помимо этого, нужно учесть, что все ошибки, допущенные наблюдателем при пеленговании створов или небесных светил, а также ошибки вычислений целиком войдут в такую таблицу. Поэтому таблица остаточной девиации не составляется, а вычисляется.
Применяемый на практике метод вычисления таблицы состоит из трех этапов:
1) определяют девиацию на восьми главных и четвертных компасных курсах;
2) по полученным девиациям вычисляют коэффициенты девиации А, В, С, D и Е;
3) по известным коэффициентам вычисляют таблицу девиации для 24 или 36 компасных курсов.
Указанный метод обладает существенными достоинствами: во-первых, для работы этим методом нужно сравнительно немного времени (1—1,5 ч требуется для определения девиации на восьми курсах и еще 10—20 мин для вычислений и заполнения таблицы девиации); во-вторых, при вычислении коэффициентов A, В, С, D и Е благодаря применению особого математического приема обработки наблюдений значительно уменьшается влияние на результаты вычислений случайных ошибок, допущенных при пеленговании, т е. ошибок в определении девиации.
Как уже было указано, метод вычисления таблицы девиации предусматривает три этапа работ. Первый из них — определение девиации на восьми главных и четвертных компасных курсах — подробно изложен в учебниках по навигации. Поэтому здесь будут рассмотрены два последующих этапа работы: вычисление коэффициентов по наблюденным девиациям и вычисление таблицы девиации по известным коэффициентам.
Способы маневрирования при уничтожении девиации магнитного компаса.
Уничтожение полукруговой, четвертной и креновой девиаций и определение остаточной девиации у всех компасов производятся по одинаковой методике. Для упрощения и экономии ходового времени уничтожение полукруговой девиации и определение остаточной следует производить по сличению с гирокомпаcoм. Перед уничтожением девиации и её определением судно должно лежать на курсе в течение 2—3 мин, все подвижное железо вблизи компаса (стрелы, краны, шлюпбалки и т.п.) должно быть закреплено по-походному.
Если уничтожение девиации или её определение производится после длительной стоянки в порту на одном курсе, то до начала девиационных работ следует описать одну-две циркуляции, давая машине переменные хода. Девиационные работы следует выполнять на среднем или малом ходу. Производить пеленгования и сличение на циркуляции недопустимо.
Во время пеленгования необходимо следить за горизонтальностью котелка.
Определение и вычисление коэффициентов и таблицы девиации следует производить с точностью 0,5°.
При правильной установке котелка в нактоузе отсчет 0° по азимутальному кругу должен быть обращен в корму.
Работа по уничтожению девиации магнитного компаса выполняется в следующем порядке: вначале уничтожается четверная девиация, затем креновая и, наконец, полукруговая. Постоянная девиация вообще не уничтожается вследствие малости силы А’.
Такой порядок девиационных работ обусловлен следующими причинами. Для уничтожения четвертной девиации применяются бруски мягкого в магнитном отношении железа которые устанавливаются в непосредственной близости от компаса. Однако это железо как и любое железо, не является абсолютно мягким в магнитном отношении и обладает некоторой долей постоянного магнетизма. Следовательно, установкой брусков мягкого железа уничтожается четвертная девиация, но вводится полукруговая и креновая девиации. Поэтому креновую и полукруговую девиацию уничтожают после четвертной.
Креновая девиация уничтожается при помощи так называемого кренового магнита, помещенного вертикально в трубе девиационного прибора. Если ось кренового магнита не строго перпендикулярна плоскости картушки компаса или не проходит через центр картушки, то этот магнит, уничтожая креновую девиацию, вводит полукруговую. Поэтому полукруговую девиацию надо уничтожать после креновой.
Чаще всего на судне приходится уничтожать полукруговую девиацию совместно с креновой, так как обе они часто изменяются.
Ни одним из способов девиацию нельзя уничтожить до нуля. Поэтому после уничтожения девиации необходимо составить таблицу остаточной девиации и пользоваться ею для исправления показаний магнитного компаса.