Работа системы парового пожаротушения основана на принципе создания в помещении атмосферы, не поддерживающей горения. Поэтому паротушение применяют только в закрытых помещениях. Так как на современных судах с двигателями внутреннего сгорания нет котлов большой производительности, то системой паротушения обычно оборудуют только топливные цистерны. Паротушение также можно применять в глушителях двигателей и в дымовых трубах.
Система паротушения на судах выполняется по централизованному принципу. От парового котла
пар давлением 0,6—0,8 МПа поступает на парораспределительную коробку (коллектор), откуда в каждый топливный танк проведены отдельные трубопроводы из стальных труб диаметром 20—40 мм. В помещения с жидким топливом пар подводится в верхнюю часть, что обеспечивает свободный выход пара при максимальном заполнении танка. На трубах системы паротушения накрашивают два узких отличительных кольца серебристо-серого цвета с красным предупреждающим кольцом между ними.