Rate this post

Парусные работы на судне — это все, что связано с шитьем, ремон­том и переделкой парусов, брезен­тов, чехлов и других изделий из па­русины. Основными инструментами при этом являются парусная игла и гардаман. Отличительная особен­ность парусной иглы — трехгранная форма острия. Это облегчает про­калывание парусины и протаскива­ние нитки. Применяемый при парус­ных работах гардаман представляет собой наперсток, закрепленный на кожаном ремешке, который надева­ют на правую руку.

При шитье и ремонте парусных изделий применяют швы несколь­ких видов: круглый, плоский, шнуровочный и елочный. Для выполнения плоского шва полотни­ща накладывают край на край на ширину шва (2,5—3,5 см). В таком положении их в нескольких местах приметывают друг к другу, чтобы при шитье они не сдвигались, а ши­рина шва не изменялась. При нало­жении шва иглой вначале протыка­ют нижнее полотнище сверху вниз, а затем нижнее и край верхнего про­тыкают снизу вверх. Иглу при этом втыкают в парусину под некото­рым углом к кромке, а стежки рас­полагают через 6—7 мм друг от дру­га. Выполнив шов по одной кромке, полотнище переворачивают и накла­дывают такой же шов на вторую свободную кромку. Готовые швы разглаживают гладилкой. В том слу­чае,” когда фабричная кромка обре­зана при раскрое, перед сшиванием полотнищ плоским швом края пару­сины подгибают.

Плоский шов может быть получен и другим способом: кромку одного полотнища загибают на ширину шва и накладывают кромку другого по­лотнища поверх загнутого; получен­ные три слоя парусины сшивают через край, протыкая иглу снизу вверх; закончив шов по одной кром­ке, сшитые полотнища раскладыва­ют на палубе и разглаживают шов гладилкой, делая его плоским; за­тем полотнища переворачивают и загибают на ширину шва край вто­рого полотнища, по месту загиба закладывают второй шов, который также разглаживают. Этот способ обычно применяют при сшивании больших полотнищ из толстой па­русины.

При выполнении круглого шва кромки на обоих полотнищах отги­бают на ширину шва и заводят друг за друга. В результате получаются

четыре слоя парусины. Швы по каж­дой из кромок накладывают так же, как и в плоском шве, одним из опи­санных способов.

Круглый шов наиболее прочный, но требует большой затраты труда и времени и поэтому применяется редко.

Шнуровочный и елочный швы вы­полняют без перекроя кромок, в ре­зультате чего они непрочны. Эти швы применяют при ремонте порванных и прорезанных парусиновых изделий в том случае, когда можно обойтись без наложения заплаты. Нельзя ис­пользовать эти швы при ремонте па­русов и других изделий, где требу­ется повышенная прочность.

В судовых условиях силами экипа­жа обычно производят ремонт пару­сины и только в отдельных случаях — пошивку мелких изделий (чехлов, тентов и т. д.).

Парусину, требующую ремонта, расстилают на палубе. Мелом отме­чают изношенные и пришедшие в негодность участки. Подлежащие за­мене куски парусины вырезают либо по целому полотнищу, либо по линии шва, для чего последний осторожно распарывают ножом. Удаленные кус­ки заменяют новыми несколько боль­ших размеров с учетом перекроя и загибов. Для замены обычно исполь­зуют бывшую в употреблении, но еще достаточно прочную парусину того же номера. Если для починки поль­зуются новой парусиной, она должна быть тоньше старой на один-два но­мера. Новый кусок закрепляют плос­ким или круглым швом в зависимос­ти от назначения изделия.

Если в полотнищах небольшие повреждения, то достаточно поста­вить заплату из парусины. Заплату вырезают таких размеров, чтобы ее кромки можно было пришить к проч­ным участкам полотнища. Пришив заплату по кромкам, с другой сторо­ны аккуратно обрезают негодную часть парусины, оставляя на пере­крой и загиб 30—40 мм. По месту обреза парусину пришивают к за­плате.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий