Зарождение судостроения относят к глубокой древности (6?4 тысячелетий до н. э. и даже ранее). Длительное время судостроение было деревянным, способы постройки изменялись мало. Первоначально появились плоты из бревен, связок тростника, лодки в виде деревянного каркаса, обтянутого шкурами животных, затем уже суда. Суда древности ? гребные, парусные, парусно-гребные. Основной технологический прием соединения конструктивных элементов ? связывание с помощью канатов, затем крепление деревянными штифтами и значительно позднее ? металлическими скобами и заклепками. Древние суда были относительно небольшими (до 20…30 м), хотя есть сведения, что некоторые из них достигали и 100 м. Паруса были прямыми. Но уже в древние века появляется косой парус, допускающий более крутой курс судна по отношению к ветру. С началом эпохи великих географических открытий и появлением артиллерии размеры судов увеличиваются, получает развитие и более члененное и совершенное парусное вооружение (линейные корабли имели водоизмещение несколько тысяч тонн, три мачты с многоярусными парусами). Революционные изменения произошли в середине XIX века, когда на смену дереву пришел металл (сталь) в качестве основного конструкционного материала, а вместо парусов и весел ? механические двигатели (паровая машина, паровая турбина ? начало XX века, гребное колесо и винт). Появляются и получают интенсивное развитие тяжелые броненосные корабли, подводные лодки. Оценивая изменения, произошедшие в результате перехода к металлическому и паровому судостроению, академик А.Н. Крылов отметил: “Можно сказать, что за последние 100 лет в судостроении совершен больший переворот, сделан больший прогресс, нежели за неисчислимые века от челнока первобытного человека до 100-пушечных кораблей Нельсона” .
Следующее принципиальное изменение связано с технологией судостроения ? использование электросварки для соединения корпусных конструкций вместо применявшейся ранее клепки (первая половина XX века) и внедрение прогрессивных методов сборки судов и монтажа
механизмов и оборудования (секционный, крупноблочный, модульно-
агрегатный).
Вторая половина XX века ознаменована внедрением атомной энергетики в подводное судостроение и ледокольный флот, всепроникающим развитием судовой автоматики и электроники, развитием специа-
лизированных судов (танкеров, контейнеровозов, лихтеровозов, накатных, навалочных и др.). Нельзя не отметить появление в это время совершенно новых технических средств освоения Мирового океана ?
плавучих буровых установок, подводных автономных и не автономных аппаратов и др.
Третья четверть и конец XX века характеризуются широким развитием судов с новыми принципами поддержания: на подводных крыльях, воздушной подушке, экранопланов, которые вбирают в себя новейшие достижения не только судостроения, но и смежных отраслей (авиация).
Так в нескольких словах выглядят основные исторические события, связанные с судостроением.
Весь этот исторический путь развития судостроения можно разделить на несколько этапов, положив в основу совершенствование конструкций судов, способы использования энергии для движения ре-
сурсов, основные технологические приемы изготовления. Такая периодизация, естественно, носит условный характер, так как отдельные существенные проявления судостроительных особенностей иногда характеризуют несколько соседних периодов, как бы взаимно прони-
кая друг в друга.
Доисторический период ? 50 тысяч ? 3600 лет до н. э. Характерные особенности периода: создание плавучих средств из подручного плавучего материала, появление простейших наборных конструкций, обтянутых шкурами, долбленные лодки.
Второй период ? 3600 лет до н. э. ? IV век. Характерные особенности: создание наборных деревянных судов (набор ? обшивка); основной способ движения ? гребной, парус ? вспомогательный (гребно-
парусный период).
Третий период ? IV?XIV века. Характерные особенности: парус становится главным способом движения, гребля отходит на второй план, вовлечение многих народов мира в судостроение, конструктив-
ное разнообразие типов судов (парусно-гребной период).
Четвертый период ? XV ? середина XIX века. Характерные особенности: завершение формирования основных типов парусных судов, от эпохи великих географических открытий до конца парусного флота.
Пятый период ? начало?конец XIX века. Характерные особенности: внедрение пара и металла, бронирование корпусов боевых кораблей, увеличение водоизмещения, процесс клепки в судостроении.
Шестой период ? начало?середина XX века. Характерные особенности: специализация транспортных, промысловых судов, внедрение двигателей внутреннего сгорания, создание подводного флота, со-
вершенствование артиллерийских средств поражения и морского оружия ? отказ от брони; основной технологический процесс ? сварка; секционный и блочный методы постройки судов.
Седьмой период ? середина?конец XX века. Характерные особенности: новые принципы поддержания судов, судовая атомная энергетика, средства океанотехники, автоматизация судов и в судостроитель-
ном производстве.
Такая периодизация определила и разбивку настоящего пособия по истории судостроения на три части: от древнейших времен до конца парусной эпохи, становление металлического и парового судостро-
ения, судостроение нового времени. Основные типы судов в исторической перспективе, охватывающей
содержание первой части настоящего пособия, приведены на рисунке.