Rate this post

Любое судно, следующее по узкому каналу, будет управляться лучше всего, если на каждую из его раковин действует одинаковая сила присасывания. Это означает, что суда управляются лучше, если они следуют посредине канала или узкого фар­ватера.

Однако наблюдаются случаи, когда обычные способы управления двухвинто­вым судном становятся неэффективными, если оба винта работают с одинаковой скоростью (одинаковым числом оборотов). Это объясняется просто: чем меньше скорость судна, тем меньшее присасывание оно создает. Если скорость двухвинто­вого судна должна быть меньше, чем скорость, развиваемая двумя его машинами, работающими малым ходом вперед, то для обеспечения управляемости зачастую достаточно работы одной машины малым ходом вперед. Вторую же машину, например правую, можно остановить.

Такая несимметричная работа машин судна приводит к возникновению раз­личных ситуаций. Если остановлена правая машина, то устраняется присасывание, образуемое при работе правого винта. Судно будет иметь сильную тенденцию разворачиваться вправо, так как присасывание, создаваемое работающим левым винтом, не компенсируется неработающим правым винтом. Даже в условиях открытой воды, где не наблюдается берегового присасывания, судно отклоняется вправо.

Поэтому для нормального управления двухвинтовым судном, на котором работает только одна машина, предположим левая, его следует прижимать к пра­вому берегу (помня, однако, что чем ближе к берегу, тем сильнее присасывание), уравновешивая, таким образом, силу присасывания обоих берегов.

В действительности же судно надо подводить к берегу еще ближе, чтобы присасывание правого берега могло преодолеть еще одну силу —тенденцию (кото­рая существует и в условиях открытой воды) судна отклоняться вправо при работающей левой машине.

Инерция движения любого судна вперед с неработающей машиной создает некоторое присасывание; такая же инерция, но при работающей машине, усиливает присасывание. Винт двухвинтового судна создает большее присасывание, чем винт одновинтового судна.

Легко заметить, что управлять обычным двухвинтовым судном (имеющим только один руль) в узком канале значительно труднее, чем одновинтовым. В пер­вую очередь это объясняется тем, что руль не ощущает полного воздействия киль­ватерной струи. Чтобы понять, почему винт двухвинтового судна создает большее присасывание, предположим, что судно подошло так близко к правому берегу, что перекладка руля в положение „право на борт” и остановка машины не устра­няют рыскания судна. Тогда приходится дать правой машине ход назад. На откры­той воде такой маневр определенно приведет к желаемым результатам. Однако в узком канале присасывание, созданное работой машины назад, скорее притянет корму судна к правому берегу и не позволит задерживающему эффекту винта прижать нос судна к правому берегу. Иными словами, попытка устранить рыскание двухвинтового судна при помощи заднего хода одной из машин, вероятно, окажет­ся неудачной.

Если сказанное выше справедливо, то зачем же было предлагать такой способ управления двухвинтовым судном? В ответ повторим, что чем медленнее идет судно, тем меньшее присасывание оно создает. Подведем итоги.

Незначительный ход судна в сочетании с негативным эффектом остановки машины создает очень незначительное присасывание. В результате положительного эффекта работы на передний ход левой машины при руле „на борт”, судно должно преодолеть слабое присасывание, создаваемое неработающей правой машиной (винтом) и очень малым ходом.

Если предложенный способ не годится для управления каким-либо судном, следует воспользоваться помощью буксира (буксиров). Если взят буксир, то на судне должна работать машина, расположенная на борту, противоположном борту крепления буксира. Это не только обеспечивает лучшее управление судном, но, что еще важнее, помогает избежать сильного присасывания, вследствие кото­рого могут быть порваны буксирные тросы и буксир прижат к раковине судна.

Уже говорилось, что при движении судна вперед с остановленной машиной создается меньшее присасывание, чем при работающей машине. Поэтому, если двухвинтовое судно теряет управляемость, когда обе его машины работают малым ходом вперед, управляемость восстанавливается при остановке одной машины и работе другой непрерывно или при движении некоторое время средним ходом вперед.

Если одна машина остановлена, а другая работает малым ходом вперед, и для удержания судна на курсе требуются только незначительные перекладки руля, то скорость судна (за счет работающей машины» можно увеличить до среднего хода. Однако ее следует снизить, если потребуются более значительные перекладки руля.

Двухвинтовое судно с двумя рулями обычно хорошо управляется и в узком канале, так как вся сила кильватерной струи направлена в рули. Если судно начи­нает терять управляемость при работе обеих машин, это объясняется приближением винтов к берегу. В таком случае можно добиться хорошей управляемости судна, оставив работающей только одну машину. Управление будет осуществляться таким же образом, как было предложено для двухвинтового судна с одним рулем.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий