Безопасность стоянки судна на якоре определяется следующими факторами:
— техническое состояние самого судна и его якорного устройства;
— характер грунта в районе якорной стоянки;
— организация вахтенной службы;
— гидрометеорологическая обстановка;
— интенсивность движения судов в месте якорной стоянки.
Машина должна находиться в готовности, срок которой устанавливается капитаном судна в зависимости от конкретной обстановки. Производить какие-либо работы в машинном отделении, связанные с выходом из строя главного двигателя, рулевого и якорного устройства, можно только в случае крайней необходимости, при благоприятном гидрометеопрогнозе, на четко оговоренный срок и только с разрешения капитана.
На время всей стоянки судна на якоре устанавливаются ходовые вахты, как на мостике, так и в машинном отделении. Вахтенная служба должна вести непрерывное наблюдение как за состоянием погодных условий, так и окружающей обстановкой, поведением других судов, стоящих поблизости на якоре. Большое внимание следует уделять своевременному обнаружению дрейфа судна, для чего должны использоваться все доступные в данном случае способы.
Если вблизи вашего судна встало на якорь другое судно, то необходимо измерить с помощью PЛC расстояние до этого судна и оценить обстановку, принимая в расчет предполагаемые длины вытравленных якорных цепей обоих судов. Если вы считаете, что другое судно встало на якорь в опасной близости, то следует вызвать по УКВ радиостанции вахтенного помощника капитана.
При ухудшении гидрометеорологических условий машина переводится в немедленную готовность, потравливается якорная цепь, принимаются меры по уменьшению рыскания (при возможности принимается балласт для создания дифферента на нос, отдается второй якорь).
Обеспечение безопасной якорной стоянки зависит от своевременности принятия соответствующих мер. При опасном усилении ветра с направлений, при которых может возникнуть дрейф судна в сторону навигационных опасностей, разумным может явиться снятие с якоря и уход штормовать в открытое море.