Судно на ходу может касаться донных наносов или илистого грунта не получая повреждений. В ряде портов такое касание является неизбежным условием при приеме полного груза. Судно, углубившееся на несколько сантиметров в ил, может продолжать движение вперед, но оно не будет устойчиво на курсе, а может и вообще перестать слушаться руля. В этом случае судну придают дифферент, соответствующий особым условиям плавания. Это справедливо почти всегда, так как глубоко сидящее судно с очень малой глубиной под килем ведет себя совершенно непредсказуемо.
Предположим, что при встречном или поперечном течении или при смене течений судно имеет дифферент на нос 15 см, причем его фор-штевень углубился в донный ил на 90 см, а под кормой имеется клиренс в 90 см. В этом случае ил во время выполнения поворотов так же хорошо регулирует движения носа судна, как петли регулируют поворот дверей.
Но в случае попутного течения и при той же средней осадке нос судна должен уйти в ил на 15 см, а корма на 8 см. Конечно, это скажется на чувствительности руля. Если на пути следования имеются крутые повороты или возникает необходимость принять течение в борт судна, то лучше всего прибегнуть к помощи буксира. В узком канале весьма сложно остановить судно, если оно теряет управляемость. Однако если судно касается илистого грунта, его не только легко удерживать на курсе, но удается быстро погасить инерцию переднего хода при остановке машины.