Капитану судна рекомендуется: выполнить общие требования по оформлению документов и закреплению доказательств; точно определить место посадки и произвести промеры глубин вокруг судна; зафиксировать в судовом журнале причины посадки судна на мель, особенно если таковыми явились отсутствие или неисправность ограждений, необозначение опасности на картах, в лоциях и т. д.; направить, в случае посадки на мель в порту или прилежащих к порту районах, администрации порта письменное заявление о возложении ответственности за понесенный ущерб.Особо следует отразить факты неправильных действий со стороны других судов, объектов, буксиров, лоцманов, в результате действий которых судно оказалось на мели, а также выяснить адреса и имена возможных независимых свидетелей; произвести в первом порту захода сюрвейерский и водолазный осмотры; принять меры к тщательному учету привлеченных средств спасателей для дальнейшего определения расходов по снятию судна с мели. В судовом журнале зафиксировать следующие факты: 1) характер грунта и обстоятельства посадки судна на мель; 2) место судна, скорость и курс перед посадкой на мель (касанием грунта); 3) возможность снятия с мели собственными силами; 4) возможность использования главных двигателей и вспомогательных механизмов судна; 5) осадка судна до посадки на мель, потеря осадки и водоизмещения в результате происшествия; 6) количество и размещение груза в помещениях и на палубе, количество топлива на борту, пресной воды и балласта; 7) величина прилива, необходимое тяговое усилие для снятия с мели, возможность перекачки или отгрузки груза и топлива, откатки балласта для снятия с мели; 8) проседание и выгиб корпуса в результате посадки; 9) тенденция перемещения судна по грунту; 10) погодные условия (направление и сила ветра, направление и сила течения и т. д.); 11) детали, касающиеся отгрузки судна, а также количества и действий привлеченных буксиров для снятия судна с мели, время, затраченное на операции; 12) размер и характер ущерба, нанесенного судну в результате посадки, а также в результате попыток снятия с мели. Капитану рекомендуется сохранить у себя копии сюрвейерских и водолазных осмотров, произведенных с целью выяснения состояния грунта и корпуса судна.
- Повреждение средств навигационного оборудования или подводного кабеля
- Пожары и взрывы на судах