Основной задачей «судна, проводимого в караване, является использование чистого канала, оставшегося за идущим впереди судном, и сохранение назначенной дистанции, для чего судоводителю часто приходится изменять скорость судна. При разнотипности судов в караване и различных ледовых условиях диапазон скорости, на который рассчитан машинный телеграф, может оказаться недостаточным для регулирования скорости движения. В таких случаях судоводители регулируют скорость судна не с помощью машинного телеграфа, а подавая команды в машинное отделение об увеличении или уменьшении частоты вращения двигателя.
Для соблюдения дистанции между судами можно использовать радиолокатор или пользоваться дальномером любой конструкции. Выдерживая дистанцию, судоводитель должен внимательно наблюдать за признаками сближения с судами или их удаления. Например, при сближении с впереди идущим судном появляются одна за другой некоторые детали его надстройки, при удалении они скрываются.
Если судно, несмотря на увеличение скорости, не может сохранять назначенную дистанцию из-за того, что ледокол уходит вперед, капитан судна подает сигнал «Внимание» и сообщает об этом на ледокол. В зависимости от обстановки капитан ледокола принимает решение: либо уменьшить скорость каравана, либо сначала провести суда, которые не отстают, а затем вернуться за отстающим.
Если впереди идущее судно резко теряет скорость, капитану” судна, следующего за ним, необходимо предпринять маневр для избежания навала. При этом не всегда можно рассчитывать на то, что, дав полный ход назад, можно вовремя полностью погасить инерцию. Погашая инерцию, необходимо одновременно уклониться в сторону. При этом нужно стараться направить судно в ту сторону, где лед более разрежен.
Если идущий впереди ледокол внезапно застрял в тяжелом льду, нужно немедленно дать полный ход назад и положить руль прав» на борт (при винте правого вращения) или лево на борт (при винте левого вращения).
Если судно застряло во льду и ожидает околки, оно должно все время работать двигателями самым малым ходом вперед, чтобы создать за кормой разрежение, предохраняющее винт и руль от заклинивания льдинами.
Во время околки судна ледоколом очень важно не упустить момент ослабления льда при проходе ледокола, и, как только корма ледокола будет проходить мидель-шпангоут судна, надо дать полный ход вперед, в противном случае можно не успеть использовать, разрежение льда, созданное ледоколом, и не войти за ним в канал.
Если проводка судов осуществляется в условиях ограниченной’ видимости, то суда каравана должны включать носовые и кормовые прожекторы и лампы для освещения льда, однако так, чтобы свет не мешал судоводителю на других судах. Дистанция между судами должна позволять видеть огни впереди и сзади идущих судов.