Плавание судна в штормовых условиях вызывает следующие негативные явления:
Потеря скорости
Скорость судна на волнении всегда меньше скорости на тихой воде из-за:
- ветра, волн непосредственно и их вторичное влияние через качку (продольную и поперечную) и рыскание;
- снижение эффективности винта;
- разгона винта;
- снижение скорости движения самим судоводителем.
При плавании в шторм приходится выбирать такую скорость, которая бы обеспечивала безопасный режим плавания. Для приблизительной оценки потери скорости на волнении может быть использована формула Г.Аертсена:
где m и n – эмпирические коэффициенты;
V0 – скорость полного хода судна на тихой воде, м/с;
L┴ ┴ – длина судна между перпендикулярами, м.
Рыскание судна
Рыскание судна оказывает влияние на скорость движения, уменьшая ее, и на:
- сопротивление корпуса движению из-за переменного угла дрейфа (увеличивает) и перекладок руля;
- длину пути судна, увеличивая ее;
- изменение режима работы гребного винта;
- увеличение расхода топлива.
Слеминг
Слеминг возникает при продольной качке из-за ударов днища судна о гребни волн. Вероятность ударов днища тем выше, чем больше высота волны и скорость судна. Слеминг наблюдается на встречном волнении, но может быть и кормовым. Избегают это явление снижением скорости или увеличением соответственно осадки носом или кормой.
Заливание палубы и удары волн по носу
Эти явления вызывают повреждения, как корпуса судна, так и его конструкций и палубного груза. Этого можно избежать, снизив скорость судна или уменьшив осадку носом.
Разгон гребного винта и двигателя
Напряжения в гребном валу при оголении винта могут возрасти в 2–3 раза. Очень опасен разгон для дизельных двигателей. Избегают это явление увеличением осадки кормой.