Столкновения с судами, стоящими на якорях, имеют некоторые особенности по сравнению с «классическими» столкновениями. Они заключаются прежде всего в очень ограниченных возможностях судна, стоящего на якоре, к активным действиям. В то же время действия судоводителей активного (не стоящего на якоре) судна, приводящие к столкновению, во многом весьма схожи с действиями (или бездействием при «классических» столкновениях), особенно в условиях ограниченной видимости.
Из общего числа таких столкновений, по которым имеются полные данные, 2/3 произошло в Северо-Западном бассейне, 1/4 — в Южном и остальные — в Дальневосточном. 90% этих столкновений произошло в реках и каналах, в проливах и фарватерах.
Все столкновения с судами, стоящими на якорях в реках и каналах, проливах и фарватерах, произошли на подходах к портам или в тех местах, где стоянка* судов па якорях не является необычной.
Более 70% таких столкновений произошло в тумане. По времени суток: около 80% случаев приходится на темное время суток, причем все столкновения в светлое время суток произошли в тумане. В светлое время суток при нормальной видимости столкновений с судами на якорях не было. В темное время суток в тумане произошло вдвое больше столкновений, чем в светлое.
Можно предположить, что одной из причин упомянутых различий является меньшая дальность видимости и худшая различимость в указанных условиях якорных огней по сравнению с топовыми огнями встречных судов или огнями береговых маяков, которые обычно обнаруживаются значительно раньше судовых, особенно якорных огней и маскируют последние.
Не рассматривая пока подробно причины столкновении с судами на якорях, отметим лишь, что основой их являются недостатки в организации наблюдения, понимая под этим термином весь комплекс действий, связанных с визуальным или приборным обнаружением судов и слежением за обстановкой.