В районе возможной встречи со льдом на судне принимаются меры своевременного обнаружения льда, а при ограниченной видимости уменьшается скорость судна. Независимо от удлинения пути судна нужно по возможности избегать встречи со льдом и обходить его скопления; входить в лёд только тогда, когда очевидно, что нет иного пути и лёд проходим для судна, а погодные условия благоприятны для плавания во льду. Входить в лёд не разрешается: когда сплочение и толщина льда опасны для судна или нет ясного представления о состоянии льда и ожидаемой гидрометеорологической обстановке; при торошении льда; при дрейфе льда в сторону близко расположенных опасностей; с застопоренными двигателями по инерции;
Если безопасный вход в лёд невозможен, капитан отводит судно от кромки льда и ожидает улучшения обстановки.
Перед входом в лёд вахтенного механика предупреждают о готовности к реверсированию главных двигателей, и если позволяют глубины и состояние судна, создаётся дифферент на корму, но так, чтобы судно не потеряло мореходных качеств. Убираются забортное и донное устройство лага.
Плавание судна во льдах осуществляется по разводьям, полыньям и среди наиболее разреженного льда с безопасной для данных условий скорости, в общем, направлении, близком к выбранному генеральному пути.
Плавание во льдах требует использование специальных приёмов по уточнению курса и скорости. Рекомендуется прокладывать на карте генеральный курс и пройденное расстояние за каждый час.
Для этого необходимо каждые 5 – 6 мин. замечать курсы, затем усредняя их за час. Удобно для этой цели применять маневренный планшет. Определение скорости судна производится методом “планширного лага“: замечают время прохождения льдиной траверза двух заранее намеченных точек на судне и вычисляют скорость в узлах: V = 1.94 (l / t), где l – длина базы, м; t – промежуток времени, сек.
При плавании во льдах следует помнить, что часто бывает трудно выделить эхо-сигнал от береговых объектов на фоне эхо-сигналов от льдин, поэтому следует проявлять повышенную бдительность и систему двойного или даже тройного контроля.
Ледовая карта Швеции
Льды в океанах и морях
Замерзание морской воды
Пресная вода, как известно, замерзает при температуре 0° С. Температура замерзания морской воды зависит от ее солености. При повышении солености морская вода замерзает при более низких температурах, что видно из табл.1.
Таблица 1
Из таблицы также видно, что температура наибольшей плотности морской воды тем ниже, чем больше ее соленость. При большой солености температура наибольшей плотности ниже, чем температура замерзания. Это обстоятельство также замедляет замерзание воды. Действительно, морская вода, обладающая соленостью большей 24,695 °/оо при охлаждении делается все более тяжелой и, опускаясь вниз, вызывает конвекцию.
Волнение, перемешивая воду, также препятствует замерзанию. С другой стороны, существует также ряд факторов, способствующих замерзанию морской воды:
а) охлаждение поверхностного слоя воды под влиянием выпадающих осадков в виде снега;
б) опресняющее влияние осадков и воды из рек на поверхностные слои воды;
в) наличие старых льдов (в полярных областях), ускоряющих процесс льдообразования опреснением окружающей воды, понижением температуры в прилежащих к ним слоях воды и ослаблением волнения, препятствующего льдообразованию.
Классификация льдов
Льды разделяются на два типа: плавучие и неподвижные. Неподвижный лед представляет собой смерзшийся ледяной покров, скрепленный с берегом или прочно сидящий на мели.
Плавучий лед не связан ни с берегом, ни с грунтом.