Перевозимый на судах груз размещают в трюмах и твиндеках. Сохранность груза требует специального
оборудования этих помещений. В грузовых трюмах иногда устанавливают деревянный настил — трюмный пайол, который изготовляют из сосновых досок толщиной 40—70 мм и шириной 60—100 мм.
На судах, не имеющих двойного дна, доски настила укладывают вдоль судна непосредственно на днищевой набор и крепят к флорам приварными шпильками. Иногда применяется удобный настил, состоящий из отдельных съемных щитов. Щиты поднимают при помощи скоб, которые утоплены в дерево и не препятствуют перемещению груза.
На современных судах обычно пайолы не применяют, и при необходимости в зависимости от свойств
конкретного груза поверхность двойного дна устилается досками (сепарацией).
Для того чтобы закрыть бортовые льяла, применяют льяльный настил из съемных щитов, который укладывают на скуловые кницы. В верхней части льяльный настил доводят до бортовой обшивки, для чего укладывают доски, нарезанные на шпангоуты. В тех случаях, когда трюмный пайол не уложен, льяльный настил в нижней части упирается в стальную полосу, приваренную к настилу второго дна.
Для предохранения груза от подмочки и повреждения упаковки деталями бортового набора применяют не сплошную бортовую деревянную обшивку, а продольные рейки — рыбинсы толщиной 40—50 мм и шириной 100—120 мм. Их устанавливают параллельно друг другу на расстоянии 250—300 мм в специальные скобы, приваренные к шпангоутам.
Суда, перевозящие сыпучие грузы, имеют в грузовых трюмах продольную переборку, препятствующую пересыпанию груза с борта на борт при качке. На судах, не имеющих продольной стационарной переборки устанавливают при перевозке сыпучих грузов временную переборку Удобно иметь для этого на судне от кидную или разборную переборку —шифтинг-бордсы. В нерабочем поло жении шифтинг бордсы укладывают ся под палубой или вдоль бортов.
Трюмы контейнеровозов имеют ячейки для размещения в них стандартных контейнеров. Направляющие элементы ячеек выполняются из вертикальных стоек и горизонтальных балок, которые прочно соединены с набором корпуса.
В грузовых помещениях судов горизонтальным способом погрузи имеются наклонные площадки, по которым груз перемещают с «погрузочной » на другие палубы. Такие площадки могут быть как стационарные—пандусы, так и опускающиеся—аппарели. Для лучшего размещения колесной техники на этих судах в трюмах могут быть откидные платформы На всех палубах уложены отбойные брусья, которые препятствуют погрузчикам и трейлерам подходит вплотную к борту. Для крепления груза на бортовом наборе устанавливают рамы.
На рефрижераторных судах грузовые помещения должны иметь тепловую изоляцию. В качестве
изоляционного материала для рефрижераторных трюмов наиболее часто используют плиты пеностекла, пенопласта и пенополистирола, алюминиевую фольгу, а также маты из минеральной
ваты.
Плиточный материал наклеивают на изолируемую поверхность, а маты крепят на шпильках. Для предохранения изоляционного материала от механических повреждений с внутренней стороны устанавливают сплошную обшивку из двух слоев досок. Между ними для гидрозащиты изоляции прокладывают поливинилхлоридную пленку.
Для обеспечения некоторых мореходных качеств, а также для изменения осадки, крена и дифферента на судно принимается балласт, в качестве которого используют забортную воду. Для хранения жидкого балласта на судне должны быть специальные помещения — балластные цистерны, для которых наиболее часто используют двойное дно, а также фор- и ахтерпики. Двойное дно вертикальным килем и водонепроницаемыми флорами разбито на ряд отсеков. Часть из них можно использовать для хранения жидкого топлива и пресной воды, но большинство отводится для приема балласта. В двойное дно балласт принимают, если необходимо увеличить осадку или остойчивость судна, или же выровнять крен. Для изменения дифферента балластируют пики.
На больших судах балласта, принимаемого в отсеки двойного дна, оказывается недостаточно для обеспечения необходимой осадки при переходе судна порожнем. Поэтому на таких судах имеются специальные балластные цистерны — диптанки, расположенные вне двойного дна. Они занимают пространство от борта до борта, а по высоте могут идти до нижней палубы.
На некоторых судах вместо диптанков имеются бортовые балластные цистерны, расположенные в районе грузовых трюмов или машинного отделения. На судах для перевозки сыпучих грузов часто создают подпалубные балластные цистерны. Они образуются наклонными переборками в верхних углах трюма.
Днищевые и бортовые балластные танки особенно развиты на крупных современных судах для перевозки колесной техники и контейнеров, так как центр тяжести таких судов в загруженном виде сильно повышается и для обеспечения остойчивости надо принимать большое количество жидкого балласта.
Нефтеналивные суда старой постройки не имели специальных балластных цистерн. При необходимости балласт принимался в грузовые танки, что приводило после его выкачивания к загрязнению моря нефтью. Поэтому танкеры современной постройки имеют танки изолированного балласта. Их обычно размещают в отсеках двойного дна, а некоторые суда имеют также бортовые балластные танки.
спасибо,огромное за информацию!!!!!
нам по морской практике дали эту тему,всё обыскала в учебниках,ну никак!!спасибоньки!!!!!