Это рули с установленными на них вспомогательными
винтами, которые расположены на задней кромке пера руля или вмонтированы в перо руля. Есть винты, располагающиеся за кромкой пера руля. В этом случае винт располагается в направляющей насадке, которая повышает к. п. д. винта и предохраняет его от повреждений. Винт активного руля должен быть установлен таким образом, чтобы его ось вращения была расположена на одной плоскости с осью основного гребного винта.
Управляют активным рулем с помощью рулевой машины. Чтобы увеличить эффективность активного
руля, угол перекладки дожен быть не менее 70°. При скорости судна более 5 уз активный руль использовать нецелесообразно,, и управление судном идет обычной перекладной руля на оба борта (в пределах до 35° на каждый борт).
В исключительных случаях, когда главный двигатель не работает, активный руль временно может выполнять функции запасного движителя, обеспечивая при этом и управляемость. С помощью активного руля можно осуществлять повороты судна не только на ходу, но и когда судно хода не имеет. При вращении активного руля в противоположную сторону вращения основного винта снижаются потери на закручивание потока воды основного винта, а это ведет к увеличению к. п. д.
основного движителя. При совместной работе активного руля и подруливающего устройства судно может двигаться почти лагом. Это очень важно при швартовных операциях в стесненных условиях.
Однако активный руль усложняет и утяжеляет конструкцию пера руля и снижает надежность рулевого устройства. Сопротивление воды при движении судна в этом случае увеличивается, а это ведет к снижению скорости. Иногда для уменьшения сопротивления судна в винторулевом устройстве устанавливают ВРШ.