К сожалению, история официального применения GPS в гражданской практике начинается с печального эпизода. 16 сентября 1983 г. советские истребители сбили над территорией СССР самолет, принадлежащий Корейским авиалиниям и выполняющий рейс 007. До сих пор нет единого объяснения причинам этого инцидента. Советский Союз заявил, что это провокация американских военных, которые использовали вторжение гражданского самолета на советскую территорию для слежения за работой системы противовоздушной обороны.Американская сторона, напротив, утверждала и продолжает утверждать, что самолет сбился с курса из-за неисправности бортового навигационного оборудования. Скорее всего, истина где-то посередине, и самолет действительно сбился с курса, а самолеты-шпионы, регулярно совершавшие тогда полеты вдоль советских границ, сполна использовали предоставившуюся возможность. Как бы то ни было, но сразу после этого инцидента президент Рейган заявил, что система глобального позиционирования, принадлежащая Соединенным Штатам, будет сделана доступной для международного гражданского использования сразу же, как только станет полностью работоспособной. На десятой Конференции по аэронавигации, состоявшейся 5 сентября 1991 г. было объявлено, что начиная с 1993 г. система глобального позиционирования будет доступна на уровне стандартной точности, как бесплатная, непрерывная и всемирная, как минимум ближайшие 10 лет. Впоследствии этот срок распространили, по словам правительственных чиновников, “на все обозримое будущее”. Как уже было сказано ранее, в 2000 г. был отменен режим избирательного доступа, после чего точность позиционирования гражданских объектов выросла в десять раз. Внутри Соединенных Штатов гражданское использование GPS началось значительно раньше. Первым из рынков, который был поддержан правительством, стала геодезия. Еще в середине 1980-х годов приемники GPS стали применяться для государственной геодезической съемки. Несмотря на то, что спутников было мало и сервис был не всегда доступен, это не мешало проведению геодезических измерений, которые не требовали навигации в режиме реального времени. Задачи, которые требовали недель и месяцев при традиционной геодезии, с применением GPS решались за несколько дней. Взрыв спроса на рынке профессионального геодезического оборудования и связанная с ним возможность заработать огромные деньги, привлекли внимание крупных корпораций к разработке все новых приложений для гражданского применения GPS. Следующим, вполне логичным шагом, стало применение GPS в авиации. Для этого в 1992 г. был разработан стандарт TSO С129 (Technical Standard Order С129), в котором описывались требования к приемникам. Широко известная ныне компания Trimble Navigation первой прошла процедуру сертификации на соответствие стандарту С129 и в 1995 г. подписала с компанией Honeywell договор о совместных разработках оборудования GPS для коммерческого, космического и военного применения. Правительственный контроль за экспортом оборудования GPS существенно снижал рынок сбыта. Вплоть до 1991 г. большая часть пользовательского оборудования GPS продавалась по индивидуальным лицензиям, выдаваемым Бюро по экспортным операциям. Начиная с 1 сентября 1991 г. ограничения были существенно пересмотрены и гражданское оборудование GPS, включая навигационные приемники, телекоммуникационное оборудование и приемные модули было допущено к свободному экспорту. Военные приемники, специальные антенны, шифрующие/дешифрующие блоки и некоторые другие устройства по прежнему запрещены для экспорта. По иронии судьбы, война в Персидском заливе значительно способствовала развитию гражданского рынка оборудования GPS. Военная доктрина США к этому моменту уже была переориентирована на ведение высокотехнологичных боевых действий. В идеале, каждое механизированное боевое средство и каждый солдат должны были бы иметь приемник GPS. Но когда началась операция “Буря в пустыне”, оказалось, что у Министерства обороны США чрезвычайно мало приемников GPS военного назначения. Правительство было вынуждено срочно приобрести тысячи гражданских приемников, инвестируя в компании-производители миллионы долларов. Большинство приемников было приобретено у компаний Trimble Navigation (10 ООО приемников) и Magellan Systems (3 ООО). В результате более 90 процентов приемников GPS, использованных в операции, были гражданского назначения. Чтобы обеспечить необходимую точность в военных условиях, правительству пришлось отключить режим избирательного доступа и обычные гражданские пользователи всего мира смогли в это время впервые испробовать достоинства точного позиционирования. Военные и гражданские пользователи, по сути, предъявляют к носимым приемникам GPS одни и те же требования: малый вес, низкая цена, надежность, простота в обращении. Поэтому не удивительно, что навигационное оборудование военного и коммерческого назначения в США производят одни и те же фирмы, и схемотехника приемников не имеет принципиальных отличий. Что касается управления системой и стратегического планирования развития, то в последнее время баланс влияния сместился от Министерства обороны к Министерству транспорта, которое курирует гражданские аспекты применения GPS.
- Сегодняшнее состояние NAVSTAR GPS
- Развитие радионавигации в СССР и России