Загрузка...

Несоблюдение указанной в договоре скорости судна увеличивает продолжительность ходового времени и общие расходы фрахтователя В тайм-чартерах говорится поэтому о гарантии судовладельцев в части скорости судна и потребления бункера. Иногда такого условия нет. Например, из-за короткого срока тайм-чартера. По своей значимости условие о скорости судна и потреблении топлива не уступает условию о грузоподъемности. Оно является предметом острых споров.В проформе Балтайм предусматривается, что судно «может идти со скоростью… при хорошей погоде и спокойном море, потребляя при этом… тонн лучшего уэльсского угля или… жидкого топлива». Проформы НАЙП, Асбатайм и Лайнертайм содержат сходные положения, хотя НАЙП и Асбатайм имеют менее ограничительный характер. В них упоминается лишь и «хороших погодных условиях». Термины «при хорошей погоде и спокойном море» и «при хороших погодных условиях» считаются расплывчатыми и порождающими споры в связи с их толкованием. Мнения арбитражных судей и специалистов бывают самыми разными. Под «хорошей погодой и спокойным морем», как правило, понимается сила ветра в 3 или менее баллов по шкале Бофорта независимо от состояния моря За исключением сильного волнения, условия на море не имеют большого значения. О фактической скорости судна в течение всего периода ничего не говорится. Судовладельцу достаточно показать, что судно шло с гарантированной скоростью в течение примерно суток. Основным источником информации о ходовых качествах является судовой журнал. Для контроля могут использоваться записи в машинном журнале об оборотах двигателя и о любых обстоятельствах, из-за которых снизилась скорость судна (свойство топлива, сила ветра при шторме и т п.). При низких свойствах топлива одновременно желательно письменно уведомить об этом фрахтователя. Если топливо окажется вообще непригодно для конкретного судна, капитан вправе отказаться от него. Отказ следует надлежащим образом оформить. Лучше с привлечением соответствующих экспертов. В 1978 г. по делу The Apollonius английский суд, не согласившись с мнением, высказанным по одному из предыдущих дел, решил, что с точки зрения ведения деловых операций коммерческие соображения явно требуют применимости данных о скорости судна на дату его сдачи в тайм-чартер. Независимо от даты заключения чартера. Исходя из этого, было решено, что фрахтователь имеет право на возмещение ущерба (в соответствии с формой Балтайм), поскольку по описанию судно было способно развивать скорость порядка 14, 5 узла, а на самом деле могло двигаться при сдаче в тайм-чартер со скоростью 10, 61 узла из-за обрастания днища. Такая же ситуация, по- видимому, существует и в американском праве. Употребление слова «около» для описания скорости судна и потребления топлива в наши дни отличается от того значения, которое оно имело в чартерах периода 1914 года. Если раньше оно в силу необходимости предполагало большой допуск, то сейчас при отсутствии прямых или косвенных указаний об ином оно должно подлежать узкому толкованию. В 1988 г. при разрешении арбитражного спора вопрос стоял так: какой допуск может признаваться (если он вообще может признаваться) в связи со словом «около»? Отмечалось, что судовладельцу были известны (или должны были быть известны) конкретные данные об эксплуатационных качествах его судна. Это вызывало соблазн не делать никаких скидок на слово «около». Однако суд считал, что он не может игнорировать формулировки, которые были прямо согласованы между сторонами и включены в чартер. Поэтому слово «около» должно приниматься во внимание. С учетом обстоятельств данного дела было решено, что словом «около» справедливо признавать отклонение по скорости в четверть узла, а не в половину узла, как это часто делалось в прошлом лондонскими морскими арбитрами. Мнение, что слово «около» всегда должно допускать отклонение в половину узла или пять процентов скорости, было также отвергнуто английским апелляционным судом в решении по делу Arab Maritime Petroleum Transport Co. v. Luxor Trading Corp. (The Al Bida) было решено: отклонение должно строго зависеть от конструкции судна, его размеров, осадки, дифферента и т. д. Судовладельцам и фрахтователям заранее трудно предсказать, какие будут установлены пределы отклонения. Во избежание этих трудностей в большинство форм танкерных тайм- чартеров включен пункт о ходовых характеристиках судна. В соответствии с ним судовладелец должен гарантировать минимальную среднюю скорость при погодных условиях, определяемых ссылкой на максимальную силу ветра по шкале Бофорта. В пункте 8 танкерного чартера СТБ гарантируется, что судно на протяжении периода действия чартера обеспечивает согласованные среднюю скорость и потребление топлива при всех погодных условиях. Некоторые танкерные чартеры предусматривают корректировку арендной платы в случае невыполнения гарантированных ходовых показателей, а другие — предусматривают пересмотр показателей судна и потребления топлива через каждые 12 месяцев с соответствующей корректировкой в части увеличения или понижения арендной платы (п. 8 Интертан-тайм-80).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий